Необходимость данного среза объясняется тем, что закончился второй (эвристический) этап формирующего эксперимента. Так же, как и после ценностно-поискового этапа эксперимента учащимся было предложено написать сочинение-размышление. Для отслеживания развития когнитивно-оценочного, эмоциональномотивационного и личностно-смыслового компонентов ценностнокоммуникативной культуры старшеклассникам была предложена тема для сочинения-размышления: «Общение культур: уроки истории и современность». План сочинения на этот раз учителем не задавался. Это предполагало большую свободу учащихся в выражении собственных мыслей (что необходимо было для отслеживания развития эмоционально-мотивационного и личностно-смыслового компонентов; исследование же когнитивно-оценочного компонента в данном случае уже не требовало дополнительного программирования деятельности школьников). Анализ результатов показал, что по полноте знаний о ценности «универсальное общение» часть учащихся экспериментальных классов достигла низкого (33,3%) и среднего( 15,4%) уровня сформированное™. Увеличилось количество учащихся, раскрывающих содержание понятий «общечеловеческие ценности» (33,3% ответов в экспериментальных классах и 18,2% в контрольных), «ценность» (соответственно 44,9% и 31,2%). Старшеклассники отмечали существование непреходящих (общечеловеческих) ценностей и ценностей у представителей различных культур, народов (55,1% и 37,7%). Усвоение понятий «диалог культур», «поликультурность» более успешно осуществлялось в экспериментальных классах, по сравнению с контрольными. Анализ сочинений показал, что учащиеся видят связи между понятиями «ценность», «общечеловеческие ценности», «поликультурность» (в экспериментальных классах 53,8% учащихся и 38,9% в контрольных); связи между отдельными признаками ценности «универсальное общение» и понятиями «поликультурность», «диалог культур» (соответственно 47,4% и 33,8%), связи между всеми признаками ценности «универсальное общение» (46,1% и 31,2%), их связь с понятием «ценность» (6,4% и 2,6%). 176 |
и контрольных (86,6%) классов была отмечена низкая сформированность личностного смысла ценности «культурные традиции», К низкому уровню сформированности деятельностного компонента была также отнесена большая часть учащихся: в экспериментальных классах 82,3%, в контрольных 83,4 %. На основе полученных данных был сделан вывод о необходимости акцента на формирование когнитивного компонента, а также стимулировать осознание школьниками личностного смысла ценности «культурные традиции» в дальнейшей опытно экспериментальной работе. Второй срез, проводился после изучения разделов «Петровские реформы и начало модернизации российского общества», «Российская империя во второй половине XIX в.», «Россия в годы либеральных реформ и пореформенный период. Вторая половина XIX в.», «Революционный кризис в России в начале XX века» в курсе «История России», разделов «Цивилизации прошлого», «Цивилизация и социальное развитие» в курсе «Человек и общество». Необходимость данного среза объясняется тем, что закончился второй (эвристический) этап формирующего эксперимента. Для отслеживания развития когнитивного, эмоционально-оценочного и личностно-смыслового компонентов ценностного отношения к культурным традициям старшеклассникам была предложена тема для сочинения-размышления: «Культурные традиции: уроки истории и современность». План сочинения на этот раз учителем не давался. Это предполагало большую свободу учащихся в выражении собственных мыслей (что необходимо было для отслеживанийразвития эмоционально-оценочного и личностно-смыслового компонентов; исследование же когнитивного компонента в данном случае уже не требовало дополнительного программирования деятельности школьников). Анализ результатов показал, что по полноте знаний о ценности культурных традиций часть учащихся экспериментальных классов достигла среднего (24,4%) и высокого (15,6%) уровня сформированности, однако по степени системности -л результаты были несколько ниже: среднего уровня достигли 20,6% старшеклассников, высокого 11,8%. В целом, по сравнению с предыдущим |