Проверяемый текст
Логачева, Татьяна Николаевна; Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям в обучении гуманитарным дисциплинам (Диссертация 2004)
[стр. 180]

польза от учения книжного; книгами ведь...
мы мудрость обретаем; это реки, наполняющую вселенную; в книгах ведь неисчислимая глубина; и ими в печали утешаемся».
Документы XVIII века сохранили множество распоряжений Петра I о создании различных учебных заведений, распространении книг, о посылке в школы детей и молодых людей.
Затем были предложены вопросы: Каково отношение к обучению, книгам в XI и XVIII вв.? Как вы думаете, отражением каких тенденций в развитии культуры XI и XVIII может служить эти факты? Возможно ли говорить в данном случае о преемственности культуры? В чем она проявляется? Как вы относитесь к учению? Кроме этого, учащимся предлагалось сравнить две картины как тексты культуры средневекового искусства Западной Европы и Возрождения в Италии: Воскресение Христа (Мастер Тржбоньского алтаря, 1370-1390гг.) и Воскресение Христа (Пьеро дела Франческа, 1463г).
В чем отличие и сходство этих произведений искусств? В чем причина отличий? Как в этих произведениях отражается отношение к человеку в эти эпохи? Анализ ответов учащихся показал, что в экспериментальных классах увеличилось число учащихся с низким уровнем на 6,3%, со средним на 6,5%, уменьшилось с начальным на 15,4%.
В контрольных классах изменения, по сравнению с предыдущим этапом, были следующие: увеличилось число школьников с
низким уровнем на 1,4, средним уровнем на 1,3%, с начальным уменьшилось на 2,7, то есть все изменения были менее значительными.
Поуровневое распределение участников эксперимента в зависимости от
сформированное™:
деятельностно-прогностического компонента представлено в таблице 19.
180
[стр. 147]

культурных традиций? Какие выводы вы можете сделать из этих идей?» Анализ ответов учащихся показал, что в экспериментальных классах увеличилось число учащихся со средним уровнем на 8,8% приведем пример ответа: «в этом стихотворении подчеркивается роль исторической памяти народа, которая * сохраняет все созданное человеком.
Именно память сохраняет культурные традиции, делает возможным передачу их другим поколениям.
Это стихотворение актуально и сегодня, так как опыт поколений заложенный в традициях необходим всем нам»; с высоким на 2,9% так, например, Олег М.
в своем ответе отмечает: «я согласен со словами стихотворения В.
Шефнера, потому что человек не знающий и непомнящий своего прошлого становится «слепым».
Он теряет не только знания, накопленные его народом, но и те ценности, которые из поколения в поколение ** делали возможным существование человеческого общества каждого человека.
Мы должны сделать все возможное, чтобы сохранить культурные традиции, дать возможность нашим детям увидеть и по настоящему оценить богатства многовековой культуры своего народа».
Уменьшилось число учащихся с низким уровнем на 11,7%.
В контрольных классах изменения, по сравнению с предыдущим этапом, были следующие: увеличилось число школьников со
средним уровнем на 1,5%, с низким уменьшилось на 1,3%, то есть все изменения были менее значительными.
* Поуровневое распределение участников эксперимента в зависимости от
сформированности деятельностного компонента представлено в таблице 18.
Таблица 18.
Распределение старшеклассников по уровням сформированности деятельностного компонента ценностного отношения к культурным традициям после эвристического этапа эксперимента.
Участники эксперимента Уровни сформированности ценностного отношения к культурным традициям Низкий Средний Высокий Экспериментальные классы 48 (70,6%) 14 (20,6%) 6(8,8%) Контрольные классы 55 (82,1%) 9 (13,4%) 3(4,5%) 147

[стр.,149]

другими людьми, понять и применить на практике достижения предыдущих поколений».
Поуровневое распределение участников эксперимента в зависимости от сформированное™
когнитивного компонента представлено в таблице 19.
Таблица 19.
Распределение старшеклассников по уровням сформированное™ .
когнитивного компонента после рефлексивно-прогностического этапа эксперимента.
Участники эксперимента Уровни сформированности ценностного отношения к культурным традициям Низкий Средний Высокий Экспериментальные классы 43 ( 63,3%) 16(23,5%) 9(13,2%) Контрольные классы 53 (79,1%) 10(14,9%) 4 (6,0%) Развитие эмоционально-оценочного и личностно-смыслового компонентов ценностного отношения к культурным традициям исследовалось с помощью следующей учебной задачи: «Начиная с 1990-х годов, под эгидой ЮНЕСКО ежегодно проводятся международные акции по защите культурных памятников, на средства организации реставрируются многие исторические и культурные памятники.
В нашей стране с середины 1990х годов создаются общественные организации, возрождающие культурные традиции народа.
Как Вы полагаете, чем обусловлено особое внимание к проблеме культурных традиций в современном мире? Насколько эта проблема значима для Вас? Что тревожит и радует в связи с этим Вас лично?».
Анализируя развитее эмоционально-оценочного компонента, важно отметить, что число учащихся экспериментальных классов, достигших высокого уровня увеличилось на 1,5% , например, ответ Бориса Д.
«Меня радует, что в современном мире возросло внимание к проблеме сохранения культурных традиций, потому что чем больше людей будет заботиться о памятниках истории, возрождать духовные идеалы своего народа тем больше людей будут ценить труд, семью, добро, красоту,

[Back]