Таблица 19 Распределение старшеклассников по уровням сформированности деятельностнопрогностического компонента ценностно-коммуникативной культуры после эвристического этапа эксперимента Участники эксперимента Уровни сформированности ценностнокоммуникативной культуры Начальный Низкий Средний Высокий Экспериментальные классы 35 (44,9%) 25 (32%) 13 (16,7%) 5 (6,4%) 1 Контрольные классы 48 (62,3%) 19(24,7%) 8(10,4%) 2 (2,6%) Подводя итоги второму (эвристическому) этапу эксперимента нами было отмечено следующее. По сравнению с предыдущим этапом, больше всего увеличилось число школьников экспериментальных классов с низким и средним уровнями. Так, число учащихся экспериментальных классов, достигших низкого уровня сформированности когнитивно-оценочного компонента, увеличилось на 7,6%, эмоциональномотивационного на 6,3%, личностно-смыслового на 7,5%, деятельностнопрогностического на 6,3%. Число учащихся экспериментальных классов, достигших среднего уровня сформированности когнитивно-оценочного компонента, увеличилось на 5,2%, эмоционально-мотивационного на 5,2%, личностно-смыслового на 5,2%, деятельностно-прогностического на 6,5%. Пять учеников из экспериментальных классов (6,4%) были отнесены к высокому уровню сформированности ценностнокоммуникативной культуры (в контрольных классах число таких учащихся составляло 2,6%). В целом, в контрольных классах изменения были менее значительные. На основе полученных результатов бьш сделан вывод о необходимости усилить работу по формированию полноты и системности знаний школьников о ценности «универсальное общение», стимулировать осознание учащимися значимости всех аспектов ценности «универсальное общение», а также уделить внимание развитию деятельностно-прогностического компонента ценностно-коммуникативной культуры. 181 |
культурных традиций? Какие выводы вы можете сделать из этих идей?» Анализ ответов учащихся показал, что в экспериментальных классах увеличилось число учащихся со средним уровнем на 8,8% приведем пример ответа: «в этом стихотворении подчеркивается роль исторической памяти народа, которая * сохраняет все созданное человеком. Именно память сохраняет культурные традиции, делает возможным передачу их другим поколениям. Это стихотворение актуально и сегодня, так как опыт поколений заложенный в традициях необходим всем нам»; с высоким на 2,9% так, например, Олег М. в своем ответе отмечает: «я согласен со словами стихотворения В. Шефнера, потому что человек не знающий и непомнящий своего прошлого становится «слепым». Он теряет не только знания, накопленные его народом, но и те ценности, которые из поколения в поколение ** делали возможным существование человеческого общества каждого человека. Мы должны сделать все возможное, чтобы сохранить культурные традиции, дать возможность нашим детям увидеть и по настоящему оценить богатства многовековой культуры своего народа». Уменьшилось число учащихся с низким уровнем на 11,7%. В контрольных классах изменения, по сравнению с предыдущим этапом, были следующие: увеличилось число школьников со средним уровнем на 1,5%, с низким уменьшилось на 1,3%, то есть все изменения были менее значительными. * Поуровневое распределение участников эксперимента в зависимости от сформированности деятельностного компонента представлено в таблице 18. Таблица 18. Распределение старшеклассников по уровням сформированности деятельностного компонента ценностного отношения к культурным традициям после эвристического этапа эксперимента. Участники эксперимента Уровни сформированности ценностного отношения к культурным традициям Низкий Средний Высокий Экспериментальные классы 48 (70,6%) 14 (20,6%) 6(8,8%) Контрольные классы 55 (82,1%) 9 (13,4%) 3(4,5%) 147 При подведении итогов второго этапа эксперимента нами было отмечено следующее. По сравнению с предыдущим этапом, больше всего увеличилось число школьников экспериментальных классов со средним уровнем. Так, число учащихся экспериментальных классов, достигших среднего уровня сформированное™ когнитивного компонента, увеличилось на 10,3%, эмоционально-оценочного на 7,3%, личностно-смыслового на 7,3%, деятельностного на 8,8%. Шесть учеников из экспериментальных классов (8,8%) были отнесены к высокому уровню сформированное™ ценностного отношения к культурным традициям (в контрольных классах число таких учащихся составляло 4,5%). В целом, в контрольных классах изменения были менее значительные. На основе полученных результатов был сделан вывод, о необходимости усилить работу по формированию полноты и системности знаний школьников о ценности «культурные традиции», стимулировать осознание учащимися значимрсти всех I аспектов ценности «культурные традиции», а также уделить внимание развитию деятельностного компонента. Третий срез проводился после изучения курсов «История России», «Всеобщая историч», «Человек и общество» в конце учебного года. Его целью было подведение итогов формирующего эксперимента, проверка эффективности разработанной системы средств. С целью выявления сформированности когнитивного компонента с каждым из учащихся экспериментальных и контрольных классов проводилась беседа по следующим вопросам: Что такое культурные традиции? Какие идеалы отечественной культуры выступают в качестве культурных традиций? Почему культурные традиции можно охарактеризовать как ценность? В ходе беседы учащиеся отмечали, что «культурные традиции это передаваемые из поколения в поколение способы деятельности, идеалы, ценности культуры», « в отечественной культуре в качестве идеалов выступают ценности труда, семьи, тсрасоты», «культурные традиции являются ценностью, так как в них содержатся принципы существования общества, каждого человека. Традиции помогают человеку адаптироваться в окружающей действительности, найти взаимопонимание с |