Проверяемый текст
Логачева, Татьяна Николаевна; Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям в обучении гуманитарным дисциплинам (Диссертация 2004)
[стр. 182]

Третий срез проводился после изучения теги «СССР в середине 1960 начале 1980 г г .», «Советское общество в 1985 1991 гг.», «Российская Федерация на рубеже XX XXI вв.» в курсе «История России»; «Человечество на этапе перехода к информационному обществу» в курсе «Всеобщая история»; «Человек в системе общественных отношений» в курсе «Обществознание»; «Особенности культуры Западной Европы в XX в.», «Русская культура в XX в.», «Открытость современной русской культуры и преемственность в ее развитии» в курсе «Мировая художественная культура» в конце учебного года.
Его целью было подведение итогов формирующего эксперимента, проверка эффективности разработанной системы средств.
С целью выявления сформированное™ когнитивно-оценочного компонента с каждым из учащихся экспериментальных и контрольных классов проводилась беседа и анкета по следующим вопросам: Что такое универсальное общение? Приведите примеры общения представителей культур во времени и пространстве.
Объясните, почему необходимо универсальное общение? Каково значение общения с Другим в условиях современного мира? Каково ваше отношение к универсальному общению, его месту' в вашей жизни? Каково значение общения представителей различных культур в условиях усиливающейся интеграции, глобализации и информатизации современного мира? Поуровневое распределение участников эксперимента в зависимости от сформированное™ когнитивно-оценочного компонента представлено в таблице 20.
Таблица 20 Распределение старшеклассников по уровням сформироваппости когнитивно-оценочного компонента после рефлексивно-прогностического этапа эксперимента Участники эксперимента Уровни сформированное™ ценностно-коммуникативной культуры Начальный Низкий Средний Высокий Экспериментальн ые классы 29 (37%) 27 (34,6%) 15(19,2%) 7 (9%) Контрольные классы 44 (57,1%) 21 (27,3%) 9(11,7%) 3 (3,9%) 182
[стр. 145]

Изменились показатели сформированное™ эмоционально-оценочного компонента ценностного отношения к культурным традициям.
Увеличилось число учащихся экспериментальных классов, достигших среднего уровня на 7,3%, высокого на 1,4%, уменьшилось с низким (на 8,7%) уровнем.
В контрольных классах число школьников со средним уровнем увеличилось на 3,0%, с высоким — на 1,3%, с низким на 4,5%.
Например, ответ Яны Л.
свидетельствует о среднем уровне сформированности эмоционально оценочного компонента: «Культурные традиции играли важную роль в истории развития общества.
Они помогали понять мысли и чувства другого человека, сохранить ценности, идеалы своей культуры»; высоким уровнем сформированности характеризуется ответ Миши Я.: «Благодаря культурным традициям мы можем понять что чувствовал ремесленник рассматривая созданные им изделия, какие мысли и чувства обуревали зодчего закончившего строительство собора, что испытывал отец узнав о рождении сына.
Зная, как думали и чувствовали наши предки можно понять, что чувствуют наши современники».
Поуровневое распределение участников эксперимента в зависимости от
особенностей сформированности эмоционально-оценочного компонента ценностного отношения к культурным традициям представлено в таблице 16.
Таблица 16.
Распределение старшеклассников по уровням
сформированности эмоционально-оценочного компонента ценностного отношения к культурным традициям после эвристического этапа эксперимента.
Участники эксперимента Уровни
сформированности отношения к толерантности как социально значимой ценности Низкий Средний Высокий Экспериментальные классы 49(72,1%) 13(19,1%) 6 (8,8%) Контрольные классы 53 (79,1%) 10(14,9%) 4 (6,0%) Развитие личностно-смыслового компонента ценностного отношения к культурным традициям после второго этапа эксперимента исследовалось нами на

[стр.,147]

культурных традиций? Какие выводы вы можете сделать из этих идей?» Анализ ответов учащихся показал, что в экспериментальных классах увеличилось число учащихся со средним уровнем на 8,8% приведем пример ответа: «в этом стихотворении подчеркивается роль исторической памяти народа, которая * сохраняет все созданное человеком.
Именно память сохраняет культурные традиции, делает возможным передачу их другим поколениям.
Это стихотворение актуально и сегодня, так как опыт поколений заложенный в традициях необходим всем нам»; с высоким на 2,9% так, например, Олег М.
в своем ответе отмечает: «я согласен со словами стихотворения В.
Шефнера, потому что человек не знающий и непомнящий своего прошлого становится «слепым».
Он теряет не только знания, накопленные его народом, но и те ценности, которые из поколения в поколение ** делали возможным существование человеческого общества каждого человека.
Мы должны сделать все возможное, чтобы сохранить культурные традиции, дать возможность нашим детям увидеть и по настоящему оценить богатства многовековой культуры своего народа».
Уменьшилось число учащихся с низким уровнем на 11,7%.
В контрольных классах изменения, по сравнению с предыдущим этапом, были следующие: увеличилось число школьников со средним уровнем на 1,5%, с низким уменьшилось на 1,3%, то есть все изменения были менее значительными.
* Поуровневое распределение участников эксперимента в зависимости от
сформированности деятельностного компонента представлено в таблице 18.
Таблица 18.
Распределение старшеклассников по уровням
сформированности деятельностного компонента ценностного отношения к культурным традициям после эвристического этапа эксперимента.
Участники эксперимента Уровни
сформированности ценностного отношения к культурным традициям Низкий Средний Высокий Экспериментальные классы 48 (70,6%) 14 (20,6%) 6(8,8%) Контрольные классы 55 (82,1%) 9 (13,4%) 3(4,5%) 147

[стр.,149]

другими людьми, понять и применить на практике достижения предыдущих поколений».
Поуровневое распределение участников эксперимента в зависимости от сформированное™
когнитивного компонента представлено в таблице 19.
Таблица 19.
Распределение старшеклассников по уровням
сформированное™ .
когнитивного компонента после рефлексивно-прогностического этапа эксперимента.
Участники эксперимента Уровни
сформированности ценностного отношения к культурным традициям Низкий Средний Высокий Экспериментальные классы 43 ( 63,3%) 16(23,5%) 9(13,2%) Контрольные классы 53 (79,1%) 10(14,9%) 4 (6,0%) Развитие эмоционально-оценочного и личностно-смыслового компонентов ценностного отношения к культурным традициям исследовалось с помощью следующей учебной задачи: «Начиная с 1990-х годов, под эгидой ЮНЕСКО ежегодно проводятся международные акции по защите культурных памятников, на средства организации реставрируются многие исторические и культурные памятники.
В нашей стране с середины 1990х годов создаются общественные организации, возрождающие культурные традиции народа.
Как Вы полагаете, чем обусловлено особое внимание к проблеме культурных традиций в современном мире? Насколько эта проблема значима для Вас? Что тревожит и радует в связи с этим Вас лично?».
Анализируя развитее эмоционально-оценочного компонента, важно отметить, что число учащихся экспериментальных классов, достигших высокого уровня увеличилось на 1,5% , например, ответ Бориса Д.
«Меня радует, что в современном мире возросло внимание к проблеме сохранения культурных традиций, потому что чем больше людей будет заботиться о памятниках истории, возрождать духовные идеалы своего народа тем больше людей будут ценить труд, семью, добро, красоту,

[Back]