Проверяемый текст
Логачева, Татьяна Николаевна; Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям в обучении гуманитарным дисциплинам (Диссертация 2004)
[стр. 39]

Отношение личности, по мнению В.Н.
Мясищева это активная, сознательная, интегральная, избирательная основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности [237].
В особенностях отношений к действительности личность проявляется и через эти отношения она формируется.
Поэтому индивидуальную систему
объективнооценочных, сознательно-избирательных отношений человека к действительности исследователи считают ядром личности.
Именно отношения человека являются, с точки зрения В.Н.
Мясищева, той «единицей» психического развития, о которой говорил в свое время Л.С.
Выготский.
На основании результатов анализа научной литературы [237, 299, 306] по проблеме сущности отношений человека можно сделать следующие выводы.
Вопервых, содержание отношения определяется особенностями субъекта и объекта отношений; во-вторых, отношение является той категорией, которая позволяет установить связь между человеком и миром, человеком и человеком; в третьих, отношение
существует неразрывно от деятельности и выражается в ней; в четвертых, содержание отношения раскрывает особенности человека.
Следует иметь в виду то, что отношение категория избирательная: человек сам, на основании своих имеющихся знаний и опыта, взглядов, критериев оценки, убеждений соответственно относится к предметам, людям, природе, явлениям и событиям духовной жизни человека.
Задавшись целью сформировать определенное отношение к какому-либо объекту как ценности в пространстве гуманитарного образования необходимо инициировать активность учащихся, деятельность по присвоению ценностей.
В структуре отношения В.Н.
Мясищев выделяет «эмоциональную», «оценочную» (познавательную) и «конативную» (поведенческую) стороны.
Каждая сторона отношения определяется характером жизненного взаимодействия личности с окружающей средой и людьми, включающего различные моменты от обмена веществ до идейного общения.
Таким образом, отношение человека к миру включает в себя не только рационально-логическую, на и эмоционально-ценностную составляющую.
39
[стр. 32]

Ломовым, как проявление отношения человека, его связи с окружающим миром.
Система отношений человека есть единое целое, напоминающее пирамиду, на вершине которой располагаются общие свойства, соответственно определяемые общими отношениями.
В психологическом учении, выдвинутом в начале XX века А.Ф.
Лазурским и разработанном В.Н.
Мясйщевым и Б.Г.
Ананьевым, отмечается, что психические свойства личности всегда выражают отношение человека к определенной стороне действительности; в особенностях этих отношений личность проявляется и через эти отношения она формируется.
Поэтому индивидуальную систему
субъективнооценочных, сознательно-избирательных отношений человека к действительности (к внешнему миру и к самому себе) данные исследователи считают ядром личности [142,с.171-172].
Отношения определяют сущность человека, определяют направленность его активности, обуславливают характер его деятельности.
Поэтому отношения не существуют вне деятельности, а, напротив, именно в ней они активно проявляются, получая там свое бытие.
Исходя из анализа деятельности личности, возможно сделать вывод о том какие у нее отношения; и, наоборот, зная содержание реальных (не формально декларируемых) отношений человека, мы прогнозируем характер его деятельности (В.Н.
Мясищев) [118].
Итак, исследователи едины в том, что отношения это результат усилий личности, развития ее личностного опыта, следствие ее переживаний, носящих иногда глубоко интимный характер.
Это акт свободной познавательно-оценочной деятельности.
Только после того, как отношение будет опосредованно деятельностью, станет ясно, как на самом деле человек относится к тому или иному предмету.
Таким образом, на основании результатов анализа сущности отношений человека необходимо сделать следующие выводы.
Во-первых, содержание отношения определяется особенностями субъекта и объекта отношений; вовторых, отношение является той категорией, которая позволяет установить связь между человеком и миром, человеком и человеком; в-третьих, отношение

[Back]