зуют подлинное единство” [299]. Анализируя сознание вообще, С.Л. Рубинштейн указывает на то, что сознание определяется реальными отношениями человека. Ценностное отношение предполагает как свой объект (что оценивается), так и субъект (кто оценивает). Различение объективной и субъективной сторон ценностного отношения имеет принципиальное значение в теории ценности. Различные аксиологические концепции исходят прежде всего из того или иного понимания соотношения ценностного объекта и ценностного сознания, ценности и оценки. Так, сложность проблемы соотношения ценности и оценки заключается в том, что ценность мы воспринимаем главным образом через е оценку. Ценность и оценка образуют систему ценностного отношения. Исследователи отмечают, что в процессе восприятия мира у человека формируется особая познавательно-эмоционапьно-волевая установка, позиция по отношению к каким-либо объектам действительности как к значимым и ценным. Таким образом, «ценностное отношение это одновременно и процесс восприятия, объяснения и понимания мира через призму ценностей, и результат этого процесса как позиция человека по отношению к ценностям как к лично значимым» [284; 180]. Сформировавшееся отношение человека к определенным объектам действительности как к лично значимым опредмечивается им в дальнейшем в суждениях, чувствах, поступках, творчестве. Их интерпретация и позволяет определить, что человек считает значимым и почему именно это является для него ценным. Психологией ценностные отношения личности рассматриваются как ее интегральная характеристика с точки зрения активного взаимодействия с окружающим миром. Отношение личности в психологии принято считать ценностным, если сознательно выбранный объект, на который отношение направлено, является объективной общественной ценностью и если в своих эмоционально-интеллектуальных реакциях на данный объект личность дает ему положительную оценку. Данное понимание ценностного отношения как психологического свойства личности, характеризующего субъективное принятие человеком общественных 42 |
относительно человека и его духовно-практической деятельности просто не возможно. Во-вторых, в ценностных отношениях отражается значимость свойств объекта для субъекта. В этом проявляется связь между ценностными отношениями и мировоззрением личности. В-третьих, ценностное отношение к объекту является одним из главных форм его познания, познания как для человека, то есть подлинно человеческого познания [142]. Таким образом, при всем многообразии подходов к изучению ценностных отношений большинством ученых признается, что они являются одной из форм освоения действительности человеком. Развитие ценностного отношения тесно связано со становлением личности, формированием ее мировоззрения. Любой объект рассматривается человеком в единстве его сущности и значимости. Вхождение человека в мир есть сложный процесс, в котором тесно переплетаются аксиологические и гносеологические аспекты его деятельности, образуя неразрывное единство. Одним из фундаментальных психологических фактов является различение между тем, что субъект знает о той или иной действительности, и тем, как он к ней относится. Объектом отношения в данном исследовании являются культурные традиции, рассматриваемые как ценность. В психологии принято считать отношение личности ценностным, если сознательно выбранный объект, на который отношение направлено, является объективной ценностью и если в своих эмоционально-интеллектуальных реакциях на данный объект личность дает ему положительную оценку. В этом понимании ценностное отношение к культурным традициям, с психологической точки зрения, можно рассматривать как отношение к культурным традициям как к ценности. Рассматривая присвоение старшеклассником культурных традиций как ценности, целесообразно говорить о том, что, отражая объективное содержание данной ценности, школьник одновременно фиксирует и свое субъективное отношение к ней. При этом старшеклассник только в том случае будет относиться к культурным традициям как ценности, если они станут для него личностно РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ _ ЕПЕЛИОТГКА Iаким образом, ценностное отношение к культурным традициям характеризуется связью личности с ценностью «культурные традиции», г которая, выступая во всем своем социальном значении, приобретает для субъекта личностный смысл, становится его личностной ценностью, рассматривается им как нечто значимое для его собственной жизни и жизни общества, принимается в качестве таковой и проявляется в соответствующей деятельности. Ценностное отношение как взаимосвязь содержит в себе мировоззренчески значимые свойства объекта, то есть те, от которых зависит развитие человека как носителя свойственных только ему существенных родовых черт. Поэтому, освоив объект с позиции не только его сущности, но и с позиции его значимости, он развивает в себе ценностное отношение к нему. Само ценностное отношение является уже не просто отражением значимости, а мировоззренческой позицией, свойством самого человека. Внешнее становится внутренним. Данное понимание ценностного отношения как психологического свойства личности, характеризующего субъективное принятие человеком общественных ценностей, обусловило изучение основных психологических проблем его формирования в связи с вопросами личностного развития ребенка. Рассматривая формирование ценностного отношения человека к миру, ученые (Л.С. Выготский, Н.М. Гасанова, Л.И. Рувинский, В.А. Ядов и др.) отводят значительную роль в этом процессе ближайшему социальному окружению ребенка. Они отмечают, что становление системы ценностных отношений личности начинается с первых лет жизни и является результатом интериоризации опыта взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения. В основе принятия какихлибо фрагментов действительности как личностно значимых и ценных (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.И. Рувинский), лежит формирование в процессе деятельности их личностного смысла, а также способность человека к осознанию и оценки этого смысла. Наиболее сензитивным для формирования ценностных отношений является старший школьный возраст, или по-другому время ранней юности. Старший |