Проверяемый текст
Логачева, Татьяна Николаевна; Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям в обучении гуманитарным дисциплинам (Диссертация 2004)
[стр. 44]

зрения (Л.И.
Божович, И.В.
Дубровина, И.С.
Кон, Э.
Эриксон).
Присвоение тех или иных жизненных ценностей является одной из составляющих этого процесса.
Именно в период ранней юности возникают соответствующие для формирования мировоззрения когнитивные и эмоционально-личностные предпосылки.
К их числу относятся: усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний, способность к абстрактно теоретическому мышлению, обогащение жизненного опыта, осознание включенности в общественные отношения, интерес к глобальным проблемам, моральное самоопределение, необходимость сознательного выбора жизненного пути, крайняя эмоциональность, интерес к самопознанию, поиск жизненных смыслов.
Все указанные психологические особенности данного возраста способствуют формированию у старшеклассников
ценностнокоммуникативной культуры.
При этом следует учитывать и другие возрастные особенности.
В частности, в этот период отмечается преобладание знаний над социальным опытом, дискретность мышления, чувство взрослости, требующее
свог его социального признания и выражения, что, безусловно, отражается на формировании указанного личностного образования.
Логика формирования у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры соотносима со спецификой гуманитарного познания, которое предстает ценностно-смысловым освоением человеческого бытия.
В гуманитарном познании «отражается непосредственно личностное начало человека, условия его генезиса и развития»
[213;68].
По отношению к человеку, по способности воплощать в себе, «излучать из себя» человеческое, по степени замкнутости на человеке, собственно и проводится разграничение гуманитарного и негуманитарного
[139].
«Гуманитарное познание объекта никогда не может быть окончательным и единственно верным», поэтому нельзя говорить об «однозначной нормативной истине, она всегда множественна»
[213;69], возможно лишь контекстное толкование любого понятия, вопрос об истине зависит от принятой человеком ценностносмысловой модели реальности, знание существует зачастую «в форме мнения» (Г.И.
Школьник).

44
[стр. 42]

школьный возраст период активного формирования мировоззрения (Л.И.
Божович, И.С.
Кон, И.В.
Дубровина, Э.
Эриксон).
Присвоение тех или иных жизненных ценностей является одной из составляющих этого процесса.
Именно в период ранней юности возникают соответствующие для формирования мировоззрения когнитивные и эмоционально-личностные предпосылки.
К их числу относятся: усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний, способность к абстрактно теоретическому мышлению, обогащение жизненного опыта, осознание включенности в общественные отношения, интерес к глобальным проблемам, моральное самоопределение, необходимость сознательного выбора жизненного пути, крайняя эмоциональность, интерес к самопознанию, поиск жизненных смыслов.
Все указанные психологические особенности данного возраста способствуют формированию у старшеклассников
ценностного отношения к культурным традициям.
При этом следует учитывать и другие возрастные особенности.
В частности, в этот период отмечается преобладание знаний над социальным опытом, дискретность мышления, чувство взрослости, требующее
своего социального признания и выражения, что, безусловно, отражается на формировании указанного личностного образования.
Исходя из природы ценностей (1.1.) и специфики присвоения ценностей личностью (1.2), а, также основываясь на исследовании Л.П.
Разбегаевой о функциях ценностных отношений [142, с.191-192] мы предположили, что в структуре личности ценностное отношение к культурным традициям выполняет следующие функции: 1.
информационную функцию, реализующуюся в фиксации информации о ценности «культурные традиции»; 2.
функцию эмоционального подкрепления, отражающую эмоциональное восприятие знаний о ценности «культурные традиции»; 3.
познавательно-смысловую функцию, определяющую поиск, осознание и принятие личностного смысла ценности «культурные традиции»; 4.
регулятивно-нормативную функцию, реализующуюся в соотношении

[стр.,44]

гуманитарного знания, содержанием гуманитарных дисциплин, отражающим проявление ценности «культурные традиции».
Логика присвоения старшеклассником культурных традиций как ценности соотносима со спецификой гуманитарного познания.
В гуманитарном познании отражается непосредственно личностное начало человека, условия его генезиса и развития
[102, с.68].
По отношению к человеку, по способности воплощать в себе, «излучать из себя» человеческое, по степени замкнутости на человеке, собственно и проводится разграничение гуманитарного и негуманитарного
[63].
Гуманитарное познание предстает как ценностносмысловое освоение человеческого бытия [164, с.92].
«Гуманитарное познание объекта никогда не может быть окончательным и единственно верным», поэтому нельзя говорить об «однозначной нормативной истине, она всегда множественна»
[102, с.69], возможно лишь контекстное толкование любого понятия, вопрос об истине зависит от принятой человеком ценностно-смысловой модели реальности, знание существует зачастую «в форме мнения» (Г.И.
Школьник).

Гуманитарные науки,, гуманитарное знание выступают своеобразными средствами, орудиями гуманитарного образования.
Чтобы гуманитарное познание было личностно значимым для учащихся, оно должно быть «переведено» на язык целей, средств и организации учебного процесса.
Необходимым является включение в содержание школьных предметов гуманитарного цикла помимо задаваемых извне стандартных компонентов еще и эмоционально-ценностных, личностных элементов, которые органично вплетены в сам процесс изучения данных дисциплин с присущим ему межсубъектным общением.
Это положение обосновывается в различных концепциях образования (B.C.
Ильин, И.Я.
Лернер, Л.П.
Разбегаева, В.В.
Сериков).
«Целостное, реально предстающее перед учеником содержание образования складывается из дидактически переработанного социально-культурно опыта, существующего до и независимо от процесса обучения, в виде учебно-программных материалов («образовательный стандарт») и личностного опыта, приобретаемого на основе

[Back]