Результатом гуманитарного познания является гуманитарное знание, основным содержанием которого является вопрос о ценности и смысле жизни человека. Гуманитарное знание выполняет важнейшую гносеологическую функцию познания, «схватывая» реальность в ее многообразных проявлениях. Гуманитарное знание пытается дать целостное представление реальности, найти способы структурирования и представления информации, адекватные природе этой реальности. Оно выступает универсальным средством обнаружения феномена разности, инакости. При этом его главное назначение состоит не в примирении носителей различных взглядов, концепций, а в объяснении оснований инакомыслия, помощи в осознании и эмоциональном переживании всей широты диапазона человеческих проявлений (отношений). Будучи по природе своей полифоничным, гуманитарное знание предстает как своеобразная манифестация многообразия мира и возможности вариативного толкования его многообразия. «Без внутреннего многообразия развитие невозможно ни каком уровне» [129;10]. Гуманитарность выступает как средство осознания множественности «выпадения» в эту множественность, ее «схватывания» умом и сердцем; пребывания в ней с сохранением индивидуальности, умением «пропускать через себя миры, оставаясь самим собой» (H.A. Бердяев). Следует подчеркнуть, что гуманитарное знание выступает своеобразным посредником между культурными достижениями прошлого, настоящего и попытками социального проектирования будущего, примиряя их на уровне рефлексивного отношения к возможностям продуктивного диалога времен. В сущности, только с помощью гуманитарного знания можно «перевести» смыслы носителей противоположных взглядов на мир. Значимость гуманитарного знания в том, что оно открывает возможность «высказаться в звуке», выразить в слове и передать другим свои смыслы, состояния, отношения [170]. Реализации этих возможностей способствует гуманитарное образование. «Важнейшая роль гуманитарного образования не только интеллектуальное освоение, но личностное присвоение и эмоциональное переживание гуманитарного знания, отработка этических, эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, наукой, людьми» [213;71]. Это объясняется тем, что, если в 45 |
субъектно-субъектного общения и обусловленных им жизненных ситуаций, протекающих в форме переживания, смыслотворчества, саморазвития» [165, с.ЗО]. «Специфика гуманитарного предмета заключается в том, что он в отличие от естественнонаучного не может быть усвоен на уровне значений. Здесь недостаточно просто знания, существенным критерием усвоения является смысл» [25, с.61]. Поэтому «в обучении гуманитарным дисциплинам чрезвычайно важен момент интерпретации учебной информации на индивидуально-личностном уровне, выходящий на ее сущностное понимание, на встречу смыслов того, кто обучается, и того, кто учит» [102, с.70]. Результатом гуманитарного познания выступает «новая целостная собственная теория мира, включающая и модели собственного поведения» [165, с.185]. Это познание в существенной мере направлено на познающего субъекта, ответственного за свои выводы, прежде всего перед собой. Познание гуманитарного предмета сливается, таким образом, со смыслообразованием, с выработкой собственного отношения. «Важнейшая роль гуманитарного образования не только интеллектуальное освоение, но личностное присвоение и эмоциональное переживание гуманитарного знания, отработка этических, эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, наукой, людьми» [102, с.71]. В данном контексте гуманитарное образование непосредственно связано со становлением гуманистического сознания. «Становление гуманистического сознания личности напрямую выходит на проблему ценностей и ценностного отношения личности, которая становится фактом осознания и переживания нравственных образцов как личностно значимых» [102, с.72-73]. Среди гуманитарных дисциплин для данного исследования особое значение имеет содержание учебных курсов истории, обществознания. «Стержень, вертикаль» гуманитарных дисциплин в основной и полной средней школе составляет история, которая «служит канвой гуманитарного знания, представляя многообразную картину опыта людей, включая ценностный опыт» |