Проверяемый текст
Логачева, Татьяна Николаевна; Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям в обучении гуманитарным дисциплинам (Диссертация 2004)
[стр. 47]

ционально-ценностных, личностных элементов, которые органично вплетены в сам процесс изучения данных дисциплин с присущим ему межсубъектным общением.
Это положение обосновывается в различных концепциях образования (B.C.
Ильин, И.Я.
Лернер, Л.П.
Разбегаева, В.В.
Сериков).
«Целостное, реально предстающее перед учеником содержание образования складывается из дидактически переработанного социально-культурно опыта, существующего до и независимо от процесса обучения, в виде учебно-программных материалов («образовательный стандарт») и личностного опыта, приобретаемого на основе
субъектносубъектного общения и обусловленных им жизненных ситуаций, протекающих в форме переживания, смыслотворчества, саморазвития» [314;30].
«Специфика гуманитарного предмета заключается в том, что он в отличие от естественнонаучного не может быть усвоен на уровне значений.
Здесь недостаточно просто знания, существенным критерием усвоения является смысл»
[54;61].
Поэтому «в обучении гуманитарным дисциплинам чрезвычайно важен момент интерпретации учебной информации на индивидуально-личностном уровне, выходящий на ее сущностное понимание, на встречу смыслов того, кто обучается, и того, кто учит»
[213;70].
Таким образом, результатом гуманитарного познания выступает «новая целостная собственная теория мира, включающая и модели собственного поведения» [314; 185].
Это познание в существенной мере направлено на познающего субъекта, ответственного за свои выводы, прежде всего, перед собой.
Познание гуманитарного предмета сливается, таким образом, со смыслообразованием, с выработкой собственного отношения.

На сегодняшний день в отечественной психологической, педагогической науках среди концепций по формированию личностных качеств и образований ведущей остается теория интериоризации А.Н.
Леонтьева.
Эта теория трактует процесс формирования как постепенную «интериоризацию» образа поведения, переход его во «внутренний план» личности, что предполагает образование адекватных социальным нормам умений и мотивов поведения.
Исходя из специфики присвоения ценностей личностью и основываясь на исследовании Л.П.
Разбегаевой о функциях ценностных отношений [284;191-192] 47
[стр. 44]

гуманитарного знания, содержанием гуманитарных дисциплин, отражающим проявление ценности «культурные традиции».
Логика присвоения старшеклассником культурных традиций как ценности соотносима со спецификой гуманитарного познания.
В гуманитарном познании отражается непосредственно личностное начало человека, условия его генезиса и развития [102, с.68].
По отношению к человеку, по способности воплощать в себе, «излучать из себя» человеческое, по степени замкнутости на человеке, собственно и проводится разграничение гуманитарного и негуманитарного [63].
Гуманитарное познание предстает как ценностносмысловое освоение человеческого бытия [164, с.92].
«Гуманитарное познание объекта никогда не может быть окончательным и единственно верным», поэтому нельзя говорить об «однозначной нормативной истине, она всегда множественна» [102, с.69], возможно лишь контекстное толкование любого понятия, вопрос об истине зависит от принятой человеком ценностно-смысловой модели реальности, знание существует зачастую «в форме мнения» (Г.И.
Школьник).
Гуманитарные науки,, гуманитарное знание выступают своеобразными средствами, орудиями гуманитарного образования.
Чтобы гуманитарное познание было личностно значимым для учащихся, оно должно быть «переведено» на язык целей, средств и организации учебного процесса.
Необходимым является включение в содержание школьных предметов гуманитарного цикла помимо задаваемых извне стандартных компонентов еще и эмоционально-ценностных, личностных элементов, которые органично вплетены в сам процесс изучения данных дисциплин с присущим ему межсубъектным общением.
Это положение обосновывается в различных концепциях образования (B.C.
Ильин, И.Я.
Лернер, Л.П.
Разбегаева, В.В.
Сериков).
«Целостное, реально предстающее перед учеником содержание образования складывается из дидактически переработанного социально-культурно опыта, существующего до и независимо от процесса обучения, в виде учебно-программных материалов («образовательный стандарт») и личностного опыта, приобретаемого на основе


[стр.,45]

субъектно-субъектного общения и обусловленных им жизненных ситуаций, протекающих в форме переживания, смыслотворчества, саморазвития» [165, с.ЗО].
«Специфика гуманитарного предмета заключается в том, что он в отличие от естественнонаучного не может быть усвоен на уровне значений.
Здесь недостаточно просто знания, существенным критерием усвоения является смысл»
[25, с.61].
Поэтому «в обучении гуманитарным дисциплинам чрезвычайно важен момент интерпретации учебной информации на индивидуально-личностном уровне, выходящий на ее сущностное понимание, на встречу смыслов того, кто обучается, и того, кто учит»
[102, с.70].
Результатом гуманитарного познания выступает «новая целостная собственная теория мира, включающая и модели собственного поведения»
[165, с.185].
Это познание в существенной мере направлено на познающего субъекта, ответственного за свои выводы, прежде всего перед собой.
Познание гуманитарного предмета сливается, таким образом, со смыслообразованием, с выработкой собственного отношения.

«Важнейшая роль гуманитарного образования не только интеллектуальное освоение, но личностное присвоение и эмоциональное переживание гуманитарного знания, отработка этических, эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, наукой, людьми» [102, с.71].
В данном контексте гуманитарное образование непосредственно связано со становлением гуманистического сознания.
«Становление гуманистического сознания личности напрямую выходит на проблему ценностей и ценностного отношения личности, которая становится фактом осознания и переживания нравственных образцов как личностно значимых» [102, с.72-73].
Среди гуманитарных дисциплин для данного исследования особое значение имеет содержание учебных курсов истории, обществознания.
«Стержень, вертикаль» гуманитарных дисциплин в основной и полной средней школе составляет история, которая «служит канвой гуманитарного знания, представляя многообразную картину опыта людей, включая ценностный опыт»

[Back]