мы предположили, что ценностно-коммуникативная культура личности выполняет следующие функции (функция это внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений): информационную, функцию эмоционального подкрепления, смысловую, регулятивно-прогностическую. Охарактеризуем проявления этих функций: 1) информационная функция проявляется в фиксации информации о ценности «универсальное общение» и в ее оценке; 2) функция эмоционального подкрепления, отражает эмоциональное восприятие знаний о ценности «универсальное общение» и степень мотивации; 3) смысловая функция, проявляется в поиске, осознании, понимании и принятии личностного смысла ценности «универсальное общение»; 4) регулятивно-прогностическая функция, реализуется в соотношении субъектом собственного действия с личностным смыслом ценности «универсальное общение» и определяет направленность целеполагающей деятельности личности. Следует отметить, что перечисленные функции не претендуют на полный охват того влияния, которое ценностно-коммуникативная культура оказывает на развитие личности в целом. Это определяется сложностью самой природы функционирования данного личностного образования. Вместе с тем, выделенные выше функции отражают наличие существенных связей между ценностнокоммуникативной культурой и личностью учащегося, в результате чего могут служить той моделью, которая в абстрактном виде вычленяет эти связи. Выделение функций ценностно-коммуникативной культуры личности следует рассматривать как одну из ступеней в познании этого личностного образования. Наряду с определенной автономией, функции исследуемого явления предполагают тесную взаимосвязь и взаимообусловленность. Наряду с функцией сущность ценностно-коммуникативной культуры личности раскрывается в ее структуре. В поиске подходов к структурированию данного личностного образования исходным являлось положение о том, что функция порождается структурой, является непременным условием ее существования; в ре48 |
субъектом собственного действия с личностным смыслом ценности «культурные традиции». Следует отметить, что перечисленные функции не претендуют на полный охват того влияния, которое ценностное отношение к культурным традициям оказывает на развитие личности в целом. Это определяется сложностью самой природы функционирования данного личностного образования. Вместе с тем, выделенные выше функции отражают наличие существенных связей между ценностным отношением к культурным традициям и личностью, в результате чего могут служить той моделью, которая в абстрактном виде вычленяет эти связи. Выделение функций ценностного отношения к культурным традициям следует рассматривать как одну из ступеней в познании этого личностного образования. Наряду с определенной автономией, функции исследуемого отношения предполагают тесную взаимосвязь и взаимообусловленность. Роль каждой из функций ценностного отношения к культурным традициям не однозначна; степень проявления каждой из них в конкретном случае зависит от ряда факторов: от степени сформированное™ знаний о культурных традициях как ценности, на основе которых происходит формирование данного личностного образования, от условий, влияющих на его формирование. Наряду с функцией сущность ценностного отношения к культурным традициям раскрывается в ее структуре. В поиске подходов к структурированию данного личностного образования исходным являлось положение о том, что функция порождается структурой [196, с.631], является непременным условием ее существования; в результате функции ценностного отношения к культурным традициям, в некоторой степени, служат как бы «отражением», «слепком» ее структуры. В структуре ценностного отношения к культурным традициям были выделены следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный, личностносмысловой, деятельностный. Содержательное наполнение данных компонентов обусловлено спецификой присвоения данной ценности в старшем школьном возрасте (1.2) и потенциалом |