Проверяемый текст
Логачева, Татьяна Николаевна; Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям в обучении гуманитарным дисциплинам (Диссертация 2004)
[стр. 79]

нания смысловых структур, которое само по себе не приводит к их изменению.
Совсем иначе предстает процесс осознания смысловых связей.
Это
направленная не столько на себя, сколько на мир рефлексивная работа сознания, заключающаяся в решении особой задачи.
«Сознание строится, формируется, писал А.Н.
Леонтьев, в результате решения 2-х задач: 1.
Задачи познания реальности (что сие есть?); 2.
Задачи на смысл, на открытие смысла (что сие есть для меня?)» В наиболее общем виде задача на смысл есть задача определения места объекта или явления в жизнедеятельности субъекта.
Она может ставиться по отношению к собственному действию (ради чего я это сделал или делаю или собираюсь делать; какие мотивы за ним стоят, какие потребности или ценности находят реализацию в
этом действии и к каким следствиям оно приведет), а также по отношению к объектам, явлениям, событиям действительности (какое место они занимают в моей жизни, в моем жизненном мире, для каких аспектов моей жизни они небезразличны, как могут повлиять на нее, какие будут иметь последствия).
«Осознавать явления и события значит мысленно включать их в связи объективного мира, видеть, воспринимать их в этой связи» (С.Л.
Рубинштейн).
В свою очередь осознавать смысл явлений и событий значит, включать их в систему смысловых связей жизненного мира субъекта, видеть их уникальное, исключительное и вместе с тем объективное место в собственной жизнедеятельности.
Смыслообразование по определению порождается самим движением предметности; осознание смыслов осуществляется благодаря направленной рефлексии субъектом своих отношений с миром.
И смыслообразование, и осознание смыслов суть процессы развития смысловой структуры
личности, однако они могут обеспечивать это развитие лишь до тех пор, пока противоречия, возникающие в объективной системе отношений субъекта с миром, не потребуют осуществления более или менее радикальной смысловой перестройки личности.
Смыслообразование и смыслоосознание, создавая предпосылки для подобной перестройки, не в состоянии ее реализовать, поскольку речь идет о необходимости преобразования не структур деятельности или психического отражения, а глубинных личностных структур.
Подобные перестройки реализуются особого рода процессами,
носящи79
[стр. 69]

достаточного для того, чтобы она могла самостоятельно инициировать деятельность, становясь тем самым мотивом.
Таким образом, здесь мы имеем дело с трансформацией и самих смысловых структур их ростом, развитием и переходом в новое качество, питаемым процессами смыслообразования (Д.А.
Леонтьев).
Вторая разновидность динамики смысловых процессов (смыслоосознание) порождается направленной на них работой осознания.
Необходимо различать два принципиально различных процесса: осознание смысловых структур и осознание смысловых связей.
В первом случае речь идет о работе интроспекции (самоанализа), результатом которой является констатация субъектом присутствия в структуре регуляции жизнедеятельности определенных смысловых структур мотивов, диспозиций и др., оказывающих на его жизнь более или менее существенное влияние.
Такое осознание может происходить при использовании специальных приемов психологического воздействия.
Осознание, наличия соответствующих внутренних регуляторов открывает перед субъектом потенциальные возможности для сознательной перестройки своего отношения к ценности «культурные традиции».
Дальнейшее осуществление такой перестройки и трансформация соответствующих смысловых структур (или неспособность ее осуществления) прямо не вытекает из факта осознания смысловых структур, которое само по себе не приводит к их изменению.
Совсем иначе предстает процесс осознания смысловых связей.
Это
наплавленная не столько на себя, сколько на мир рефлексивная работа сознания, заключающаяся в решении особой задачи.
«Сознание строится, формируется, писал А.Н.
Леонтьев, в результате решения 2-х задач: 1.
Задачи познания реальности (что сие есть?); 2.
Задачи на смысл, на открытие смысла (что сие есть для меня?)» В наиболее общем виде задача на смысл есть задача определения места объекта или явления в жизнедеятельности субъекта.
Она может ставиться по отношению к собственному действию (ради чего я это сделал или делаю или собираюсь делать; какие мотивы за ним стоят* какие потребности или ценности находят реализацию в


[стр.,70]

этом действии и к каким следствиям оно приведет), а также по отнршению к объектам, явлениям, событиям действительности (какое место они занимают в моей жизни, в моем жизненном мире, для каких аспектов моей жизни они небезразличны, как могут повлиять на нее, какие будут иметь последствия).
«Осознавать явления и события — значит мысленно включать их в связи объективного мира, видеть, воспринимать их в этой связи» (С.Л.
Рубинштейн).
В свою очередь осознавать смысл явлений и событий значит, включать их в систему смысловых связей жизненного мира субъекта, видеть их уникальное, исключительное и вместе с тем объективное место в собственной жизнедеятельности.
Смыслообразование по определению порождается самим движением предметности; осознание смыслов осуществляется благодаря направленной рефлексии субъектом своих отношений с миром.
И смыслообразование, и осознание смыслов суть процессы развития смысловой структуры
тичности, однако они могут обеспечивать это развитие лишь до тех пор, пока противоречия, возникающие в объективной системе отношений субъекта с миром, не потребуют осуществления более или менее радикальной смысловой перестройки личности.
Смыслообразование и смыслоосознание, создавая предпосылки для подобной перестройки, не в состоянии ее реализовать, поскольку речь идет о необходимости преобразования не структур деятельности или психического отражения, а глубинных личностных структур.
Подобные перестройки реализуются особого рода процессами,
носящими принципиально неосознаваемый характер, процессами смыслостроительства [94].
Эти процессы опосредованны «особым движением сознания», его «особой внутренней деятельностью» по соизмерению, соподчинению и упорядочиванию отношений субъекта с миром, в том числе путем творческой перестройки прежних связей [28,93, 175].
На основе описанных выше психологических процессов, определивших последовательность этапов конструируемого процесса, выявленных уровней проявления ценностного отношения к культурным традициям (1.2), определивших число этапов моделируемого процесса, а также особенностей ценностного

[Back]