Проверяемый текст
Логачева, Татьяна Николаевна; Формирование у старшеклассников ценностного отношения к культурным традициям в обучении гуманитарным дисциплинам (Диссертация 2004)
[стр. 92]

поступки; во-вторых, деятельность исторического субъекта рассматриваются в контексте той или иной аспектной связи, которая выделяется прежде всего.
Таким образом, ученик определяет для себя свои убеждения, которые в старшем школьном возрасте не всегда ясны и не противоречивы.
Этот признак продолжает конкретизировать один из существенных признаков гуманитарного познания его диалогичность.
В данном случае диалог происходит между системой ценностей человека прошлого, изучаемой эпохой
и системой ценностей ученика.
Это важно для осознания значения
ценностно-коммуникативной культуры для человека, общества, личности ученика.
Данный диалог является преимущественно внутренним диалогом, но его процесс и результат могут быть представлены в форме письменной работы, дневниковых записей учеников.
Аспектные ценностные проблемы классифицируется соответственно их уровню сложности и целесообразности использования на том или ином этапе процесса формирования
ценностно-коммуникативной культуры.
Необходимо выделить аспектные ценностные проблемы первого
(репродуктивного), второго (частично-поискового) и третьего (творческого) уровня сложности, которые используются соответственно на первом, втором и третьем этапе процесса формирования ценностно-коммуникативной культуры.
Усложнение происходит по нескольким направлениям: соотношение косвенной и прямой информации в формулировке проблемы относительно раскрытия степени абстрактности противоречия; разнообразие подходов к решению данной проблемы; количество информации о результатах решения проблемы; происходит формирование ценностнокоммуникативных умений от более простых к сложным.
Следует отметить, что конкретным способом выражения аспектной ценностной проблемы служат проблемные задачи и проблемные вопросы.
Совместная деятельность учителя и учеников отражает в себе все основные процессуальные компоненты гуманитарного познания, в процессе которой происходит реализация ими потребности в персонализации через актуализацию его ценностных аспектов.
Это обуславливает главную идею деятельности ученика и учителя (в опосредованной форме деятельность исторического субъекта) в проблемной
ценно92
[стр. 78]

практической деятельности исторического субъекта.
Соблюдение данного требования позволяет избежать злоупотребления информацией эмоционального характера в ущерб раскрытию основных закономерностей науки.
Использование на уроках содержания, посвященного раскрытию характера исторических субъектов, случаев из их жизни, их оригинальных точек зрения не должно рассматриваться в качестве самоцели.
Данная информация строго функциональна.
Информация должна быть не просто забавной, но и не просто поучительной.
Из огромного обилия материала подбирается тот, который, во-первых, раскрывает сущность жизненной позиции исторического деятеля, художника, философа, помогает понять какие ценности он исповедовал, почему, в конечном счете, прожил именно такую жизнь, совершил именно такие поступки; во-вторых, поступки, участие в событиях, созданные произведения рассматриваются в контексте той или иной аспектной связи, которая выделяется прежде всего.
Таким образом, ученик определяет для себя свои убеждения, которые в старшем школьном возрасте не всегда ясны и не противоречивы.
Этот признак продолжает конкретизировать один из существенных признаков гуманитарного познания его диалогичность.
В данном случае диалог происходит между системой ценностей человека прошлого, изучаемой эпохой,
художественной школой, направлением (например, кубизмом или классицизмом) и системой ценностей ученика.
Это важно для осознания значения
культурных традиций для человека, общества, личности ученика.
Данный диалог является преимущественно внутренним диалогом, но его процесс и результат могут быть представлены в форме письменной работы, дневниковых записей учеников.
Аспектные ценностные проблемы классифицируется соответственно их уровню сложности и целесообразности использования на том или ином этапе процесса формирования
ценностного отношения культурным традициям.
Необходимо выделить аспектные ценностные проблемы первого,
второго и третьего уровня сложности, которые используются соответственно на первом, втором и третьем этапе процесса формирования ценностного отношения культурным традициям.
Усложнение происходит по следующим трем основным направлениям:

[стр.,79]

соотношение косвенной и прямой информации в формулировке проблемы относительно раскрытия степени абстрактности противоречия; разнообразие подходов к решению данной проблемы; количество информации о результатах решения проблемы.
Средством представления аспектных ценностных проблем являлась система аспектных ценностно смысловых задач.
Важнейшая характеристика задачи как всеобщего способа мышления состоит в ее проблемности.
Однако проблема не в «чистом виде» входит в задачу.
Задача — это проблема, прошедшая стадию вербализации и нашедшая реальное выражение [164].
Многочисленные психологические исследования свидетельствуют о том, что содержание обучения может быть включенным в структуру учебной деятельности учащихся только в форме системы задач: «любое содержание становится предметом обучения, когда оно принимает для обучающегося вид определенной задачи» (Д.Б.
Богоявленская); «задача является той всеобщей и обязательной формой изложения материала, в которой он только может быть включен в процесс обучения» (В.Е.
Репкин), а В.И.
Загвязинский в качестве единицы учебного процесса рассматривает «руководимый педагогом процесс решения задачи, возникающие в этом процессе отношения, используемые средства и полученные результаты».
В настоящее время феномен задачи является объектом пристального рассмотрения в философии, психологии, частных методиках, кибернетике.
Этим объясняется наличие самых разнообразных толкований данной категории.
Некоторые исследователи вкладывают в нее содержание, в котором сущность «задачи» несколько теряется, как-то «система имеет перед собой задачу, когда ей дано описание чего-то, но нет чего-либо, удовлетворяющего этому описанию» [146, с.5], или «задача есть цель, данная в определенных условиях [92, с.251].
В других исследованиях намечается обратная тенденция под «задачей» понимается какой-либо аспект ее содержания, например: «задача есть необходимость сознательного поиска соответствующего средства для достижения

[стр.,82]

1.аспектные ценностно —смысловые задачи, направленные на поиск учащимися личностного смысла ценности «культурные традиции»; 2.аспектные ценностно смысловые задачи, нацеленные на осознание школьником личностного смысла ценности «культурные традиции»; 3.аспектные ценностно смысловые задачи, направленные на принятие и интеграцию ценности «культурные традиции» в систему отношений старшеклассника с миром.
Таким образом, аспектная взаимосвязь предстает как противоречие (взаимосвязь понимается как преодоленное противоречие, а противоречие как не установленная взаимосвязь), которое детерминировало основные процессы развития общества и государства изучаемой эпохи.
Данная взаимосвязь получает свое полное отражение в аспектной ценностной проблеме, специально создаваемой учителем для учеников определенного уровня, а так же в аспектной ценностнозначимой задаче.
Совместная деятельность учителя и учеников отражает в себе все основные процессуальные компоненты гуманитарного познания, в процессе которой происходит реализация ими потребности в персонализации через актуализацию его ценностных аспектов.
Это обуславливает главную идею деятельности ученика и учителя (в опосредованной форме деятельность исторического субъекта) в проблемной
ценностно-значимой педагогической ситуации осознание знания как действия, при чем действия морального, нравственного.
Ориентация на действие не для себя, а для другого позволяет рассмотреть культурные традиции как такое информационное поле, в котором ученик раскрывает свои сущностные родовые человеческие силы.
Таким образом, проблемная ценностно-значимая педагогическая ситуация включает в себя аспектную ценностную проблему (соответственно этапам процесса первого, второго, третьего уровня сложности) и систему аспектных ценностно — смысловых задач, которые позволяют сделать процесс решения аспектной ценностной проблемы более целенаправленным и оптимальным, при этом отражая данную деятельность вразвитии.
• *

[Back]