Проверяемый текст
Кудряшова, Раиса Павловна. Рента в системе воспроизводственных отношений (Диссертация 2003)
[стр. 161]

административных барьеров ведения хозяйственной деятельности.
Такие потери складываются из следующих составляющих: прямых потерь (трансакционные издержки плата за право
пользованием ресурсами), вызванных необходимостью преодоления барьеров, значительная часть которых трансформируется в потери населения за счет роста розничных цен и косвенных потерь, связанных с падением эффективности использования имеющихся ресурсов и недопроизводством продукта (административные барьеры существенно затрудняют вход на рынок малому и среднему бизнесу, что ведет к снижению уровня конкурентности и, соответственно, общей эффективности экономики).

Подход к разграничению государства-собственника и государствапредпринимателя как основе разграничения различных форм доходов применительно к анализу российской экономики позволил сделать вывод о том, что здесь нет рентных платежей в классическом понимании, т.е.
платежей, зависящих от объективных характеристик использованных ресурсов, а не от индивидуальных результатов их эксплуатации.
В большинстве случаев роль рентных платежей выполняют налоги, объем поступлений которых зависит от экономических результатов деятельности плательщика.
Вместе с тем экономика, которая все в большей мере определяется движением финансовых потоков, стимулирует расширение квазипредпринимательства, основными формами которого являются: -использование государством заемного капитала и получение непосредственно предпринимательского дохода; использование государством заемного капитала опосредованно, результат чего проявляется через экономическую ренту.
Таким образом, государственное предпринимательство, реализуясь в форме непосредственной хозяйственной деятельности, обладает функциональной особенностью: это способ достижения макроэкономических целей микроэкономическими методами.
Если государственное регулирование
161
[стр. 150]

150 Только получив от государства права на работу того или иного предприятия, предприниматель начинает обладать определенной предпринимательской монополией.
При этом он соглашается принудительно на передачу части своих доходов государству212.
Однако здесь необходимо уточнение.
Предприниматель, конечно, дает такое соглашение, но при этом он получает возможность извлекать социальную ренту в форме добавочного дохода.
Феномен происхождения социальной ренты связан с приватизацией объектов собственности и передачей государством производства благ, обладающих социальной полезностью213, частным предпринимателям.
Общество несет экономические потери, создавая благоприятную почву для рентоориентированного поведения государственных чиновников и связанных с ними коммерческих структур в результате установления административных барьеров ведения хозяйственной деятельности.
Такие потери складываются из следующих составляющих: прямых потерь (трансакционные издержки плата за право
пользования ресурсами)214, вызванных необходимостью преодоления барьеров, значительная часть которых трансформируется в потери населения за счет роста розничных цен; косвенных потерь, связанных с падением эффективности использования имеющихся ресурсов и недопроизводством продукта (административные барьеры существенно затрудняют вход на рынок малому и среднему бизнесу, что ведет к снижению уровня конкурентности и, соответственно, общей эффективности экономики).
212 См.: Аветисян В.Е.
Современное предпринимательство: проблемы теории и практики хозяйствования / Самарск.
гос.
экон.
акад.
Самара, 2001.
С.
38.
213 В основе социальной полезности лежит общественная потребность, которая постулируется лишь для совокупности индивидуумов в целом.
Допустим, что благо G, обладающее предельной полезностью MUg и предельной социальной полезностью MSUg , находится в собственности государства: отдельный индивид, используя благо, являющееся объектом государственной собственности, получает прямой доход.
Кроме того, государственная собственность позволяет реализовать целевые установки общества и тем самым обеспечить присвоение косвенного дохода в размере предельной социальной полезности Р2 = MSUg (см.
подробнее: Гринберг Р., Рубинштейн А.
"Социальная рента" в контексте теории рационального поведения государства // Рос.
экон.
журн.
1998.-№ 1-2.-С.
59-66).
214 Исследование, проведенное группой специалистов экономического факультета МГУ имени М.В.
Ломоносова под руководством В.Л.
Тамбовцева по заказу ИНП "Общественный договор" в 2001 г.


[стр.,294]

294 -мотивом участия государства в экономическом кругообороте является получение дохода, который может быть выражен в различных формах.
Основанием для получения этих доходов служит выполнение им определенных институциональных и экономических функций.
Выступая как собственник экономического пространства, в том числе земли и недр, государство выполняет институциональную функцию, что является основой для присвоения им пространственной ренты.
Получение доходов в форме процента, дивиденда и предпринимательского дохода основывается на выполнении государством определенных экономических функций: управления объектами своей собственности и управления государственными предприятиями; -монополия собственности государства на экономическое пространство является основой, с одной стороны, предпринимательской монополии на элементы экономического пространства и создание экономической ренты, а с другой извлечения социальной ренты в форме избыточного дохода отдельными экономическими субъектами.
Феномен происхождения социальной ренты связан с приватизацией объектов собственности и передачей государством производства благ, обладающих социальной полезностью, частным предпринимателям.
При этом общество несет экономические потери, создавая благоприятную почву для рентоориентированного поведения государственных чиновников и связанных с ними коммерческих структур в результате установления административных барьеров ведения хозяйственной деятельности.
Такие потери складываются из следующих составляющих: прямых потерь (трансакционные издержки плата за право пользованием ресурсами), вызванных необходимостью преодоления барьеров, значительная часть которых трансформируется в потери населения за счет роста розничных цен и косвенных потерь, связанных с падением эффективности использования имеющихся ресурсов и недопроизводством продукта (административные барьеры существенно затрудняют вход на рынок малому и среднему бизнесу, что ведет к снижению уровня конкурентности и, соответственно, общей эффективности экономики).


[стр.,295]

295 Подход к разграничению государства-собственника и государствапредпринимателя как основе разграничения различных форм доходов применительно к анализу российской экономики позволил сделать вывод о том, что здесь нет рентных платежей в классическом понимании, т.е.
платежей, зависящих от объективных характеристик использованных ресурсов, а не от индивидуальных результатов их эксплуатации.
В большинстве случаев роль рентных платежей выполняют налоги, объем поступлений которых зависит от экономических результатов деятельности плательщика.
Вместе с тем экономика, которая все в большей мере определяется движением финансовых потоков, стимулирует расширение квазипредпринимательства, основными формами которого являются: использование государством заемного капитала и получение непосредственно предпринимательского дохода; использование государством заемного капитала опосредованно, результат чего проявляется через экономическую ренту.
Таким образом, государственное предпринимательство, реализуясь в форме непосредственной хозяйственной деятельности, обладает функциональной особенностью: это способ достижения макроэкономических целей микроэкономическими методами.
Если государственное регулирование
ведет к росту издержек, то государственное предпринимательство, развивая конкуренцию, способствует их выравниванию.
Монополия собственности должна рассматриваться в неразрывной связи с монополией хозяйствования, поскольку монополия государства на экономическое пространство является основой формирования предпринимательской монополии.
Предприниматель начинает обладать ею только получив у государства право на функционирование того или иного предприятия.
Применительно к государственному предприятию предпринимательский доход должен быть собственностью государства, поскольку капитал

[Back]