2) тренировочных — предназначенных для работы по образцу, когда путь, показанный преподавателем, повторялся студентом; 3) поисковых — студенты самостоятельно осуществляли поиск и выбирали аспект анализа материала; 4) творческих — самостоятельный поиск, выбор, оценка и дальнейшее использование информации. Примером поискового задания служило проведение эвристических бесед с постановкой вопросов типа: «В чем причина этого явления и каковы его возможные последствия?», «Что произойдет, если...?», «Как бы Вы поступили в ситуации, когда...?» и т.п. Мы отмечали, что выполнение таких заданий активизировало умение студентов излагать свои мысли, заставляло искать альтернативные пути решения поставленной проблемы, рефлексировать свою деятельность и поведение, . вырабатывало у них способность брать на себя ответственность за принимаемые решения. Выполнение творческих заданий, таких как подготовка реферата или доклада на научную конференцию, участие в конкурсе на лучший проект и т.д., актуализировало имеющиеся у студентов знания и способствовало приобретению новых, давало возможность проявить фантазшо и находчивость. В качестве примера творческих заданий можно привести задания с содержащимся в них вопросом-проблемой: 1. В чем Вы видите опасности тотальной рационализации мира? 2.Какое влияние оказывают культурные нормы, традиции, национальные особенности на деловое общение представителей различных типов культур? 3.Умеете ли Вы ориентироваться в информационных потоках? Всегда ли получаемая Вами информация перерастает в знание? Дискурсивные практики академическог о типа осуществлялись во время аудиторных занятий и самостоятельной творческой работы студентов. Аудиторные занятия по социологии, культурологии, психологии, педагогике, теории коммуникации, имели целью, кроме приобретения соответствующих 119 |
Формирование общекультурной компетентности проходило наиболее успешно у тех студентов, которые овладели способами самостоятельной работы. В зависимости от содержания и формулировки заданий, от степени участия преподавателя самостоятельная работа студентов носила различный характер. Мы разделили задания на четыре группы: 1) обучающие, когда преподаватель показывал путь и характер выполнения задачи; 2) тренировочные — предназначенные для самостоятельной работы по образцу, когда путь, показанный преподавателем, повторялся студентом; 3) поисковые — студенты самостоятельно осуществляли поиск и выбирали аспект анализа материала; 4) творческие — самостоятельный поиск, выбор, оценка и дальнейшее использование информации. Примером поискового задания может служить проведение эвристических бесед с постановкой вопросов типа: «В чем причина этого явления и каковы его возможные последствия?», «Что произойдет, если...?», «Как бы Вы поступили в ситуации, когда...?» и т.п. Студенты отмечали, что выполнение таких заданий активизировало их умение излагать свои мысли, заставляло искать альтернативные пути решения поставленной проблемы, рефлексировать свою деятельность и поведение, вырабатывало у них способность брать на себя ответственность за принимаемые решения. Выполнение творческих заданий, таких как написание сочинений на свободную тему, подготовка реферата или доклада на научную конференцию, участие в конкурсе на лучший перевод и т.д., актуализировало имеющиеся у студентов знания и способствовало приобретению новых, давало возможность проявить фантазию, находчивость, испытать чувство удовлетворенности от проявления своей общекультурной компетентности. Студентка Земфира С. написала в анкете: «Я впервые испытала чувство такого глубокого удовлетворения от выступления с докладом на заседании Клуба немецкого языка. Самостоятельно подгото108 |