Проверяемый текст
Ежова, Татьяна Владимировна; Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя (Диссертация 2009)
[стр. 21]

трактовке понятие «дискурс» интегрирует представления о речи, тексте, диалоге, стиле и языке.
В рамках когнитивной лингвистики дискурс изучается в виде фреймов, сценариев, ментальных схем, то есть в виде репрезентации знаний и моделей общения (Т.
А.
ван Дейк, О.
С.
Иссерс, А.
А.
Кибрик, В.
А.
Михайлов).
Когнитивно ориентированная традиция дискурсивного анализа Т.
А.
ван Дейка и его последователей основана на прагматической стороне понимания связности дискурса и стратегий порождения и восприятия речи.
По мнению ученого, дискурс — это речевой поток, язык в его постоянном движении, вбирающий в себя все многообразие исторической эпохи, индивидуальных и социальных особенностей как коммуниканта, так и коммуникативной ситуации, в которой происходит общение.
В дискурсе отражаются менталитет и культура как национальная, всеобщая, так и индивидуальная, частная
(41).
Трактовка дискурса, предложенная Т.
А.
ван Дейком, значительно расширила семантический объем термина.
Такое понимание «дискурса» широко вошло в научный оборот и особенно активно используется в отечественных разработках этой проблемы.

Психолингвистика рассматривает дискурс как развертывание переключений от внутреннего кода к внешней вербализации в процессах порождения речи и ее интерпретации с учетом социально-психологических типов языковых личностей, ролевых установок и предписаний (И.
Н.
Горелов, А.
А.
Залевская, В.
В.
Красных, А.
А.
Леонтьев, К.
Ф.
Седов).
Социолингвистика изучает дискурс с точки зрения его
институционалыгости и персональное™ (В.
П.
Конецкая, Н.
Б.
Мечковская).
В прагмалингвистике дискурс понимается как интерактивная деятельность участников общения, установление и поддержание контакта, эмоциональный и информационный обмен, оказание воздействия, определение коммуникативных
ходов и т.д.
(74).
21
[стр. 32]

Ю.
Н.
Караулова, В.
В.
Красных, М.
Л.
Макарова, Т.
М.
Николаевой, Е.
В.
Падучевой, К.
Ф.
Седова) сложилась традиция, в рамках которой под термином «дискурс» понимается вербализованная речемыслительная деятельность, реализованная в целостном речевом произведении, включающая не только лингвистические, но и экстралингвистические компоненты.
Так, Н.
Д.
Арутюнова, обобщив различные понимания дискурса в отечественном и зарубежном языкознании, определяет дискурс как «связный текст в совокупности с экстралингвистическими — прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах).
Дискурс — это речь, «погруженная в жизнь» (16, с.
136— 137).
В данной трактовке понятие «дискурс» интегрирует представления о речи, тексте, диалоге, стиле и языке.
В рамках когнитивной лингвистики дискурс изучается в виде фреймов, сценариев, ментальных схем, то есть в виде репрезентации знаний и моделей общения (Т.
А.
ван Дейк, О.
С.
Иссерс, А.
А.
Кибрик, В.
А.
Михайлов).
Когнитивно ориентированная традиция дискурсивного анализа Т.
А.
ван Дейка и его последователей основана на прагматической стороне понимания связности дискурса и стратегий порождения и восприятия речи.
По мнению ученого, дискурс — это речевой поток, язык в его постоянном движении, вбирающий в себя все многообразие исторической эпохи, индивидуальных и социальных особенностей как коммуниканта, так и коммуникативной ситуации, в которой происходит общение.
В дискурсе отражаются менталитет и культура как национальная, всеобщая, так и индивидуальная, частная
(105).
Трактовка дискурса, предложенная Т.
А.
ван Дейком, значительно расширила семантический объем термина.
Такое понимание «дискурса» широко вошло в научный оборот и особенно активно используется в отечественных разработках этой проблемы.

32

[стр.,33]

Психолингвистика рассматривает дискурс как развертывание переключений от внутреннего кода к внешней вербализации в процессах порождения речи и ее интерпретации с учетом социально-психологических типов языковых личностей, ролевых установок и предписаний (И.
Н.
Горелов, А.
А.
Залевская, В.
В.
Красных, А.
А.
Леонтьев, К.
Ф.
Седов).
Социолингвистика изучает дискурс с точки зрения его
институциональное™ и персональное™ (В.
П.
Конецкая, Н.
Б.
Мечковская).
В прагмалингвистике дискурс понимается как интерактивная деятельность участников общения, установление и поддержание контакта, эмоциональный и информационный обмен, оказание воздействия, определение кО
хМ муникативных ходов и т.д.
(159).
Понятийная сфера дискурса во втором понимании восходит к французским структуралистам и постструктурадистам, и прежде всего к Мишелю Фуко, который ввел производный термин «дискурсивные практики».
М.
Фуко выделил, с одной стороны, процесс нормализации, с помощью которого благодаря системе поощрений и наказаний общество обеспечивает подчинение индивидов и получение человеческих экземпляров, наиболее полезных для него.
С другой — противоположный «процесс субъективизации, или практик, с помощью которых индивиды фокусируют свое внимание на самих себе, расшифровывают, признают и осознают самих себя как субъектов желания» (цит.
но 452, с.
172).
Благодаря «практикам стилизации Я», поискам «индивидуальной формы жизни» индивид заставляет признать себя, формулирует истину о себе, «осмысливает свою собственную природу».
Все творчество Фуко направлено на то, чтобы расчистить пространство свободы для «новых форм субъективности», освободить человека от скрытых допущений и мыслей, дать ему свободу мыслить по-иному, но-своему (452).
Французская школа анализа дискурса (П.
Анри, Ж.
Гийому, А.
Греймас, Ж.
Деррида, Д.
Мальдидье, М.
Пешё, П.
Серио) соотносит дискурс с конкретными участниками речевой ситуации, в центре рассмотрения категории 33

[Back]