принятии решений, компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе (понимание различий между представителями различных культур, языков и религий, уважительное отношение к чужим традициям. Культура личности формируется в процессе воспитания и обучения, индивидуально, на основе личной потребности в постоянном развитии и совершенствовании, под влиянием среды и педагогического воздействия. Профессиональная культура заключается в возвышении профессиональной деятельности каждого человека до всеобщих норм выполнения того или иного вида труда. Профессиональная культура, являясь важнейшим показателем социальной зрелости личности, предполагает совокупность специальных знаний, умений, навыков, опыта и их реализацию в профессиональной деятельности человека. Она выступает необходимым условием вступления личности в деятельность на социально значимом уровне, служит мерой проявления общей культуры человека в его профессиональной практике (Н.В. Кузьмина, С.И Архангельский, В.Т. Максимова). Исследователи профессиональной культуры личности отмечают, что она, во-первых, входит как элемент в модель личности специалиста и, следовательно, является личностным аспектом культуры, во-вторых, включает в себя знание свойств продукта и запросов потребителя, способность прогнозирования специалистом последствий своих действий, ответственность за свои действия. Исследования в области психологии и педагогики (В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, A.B. Петровский, В.А. Сластёнин, Н.М.Таланчук) обрисовывают основные контуры профессиональной культуры, исходя из классического понимания культуры, структуры личности и структуры деятельности и позволяют прийти к заключению о необходимости интеграции их показателей. На наш взгляд, наиболее полную характеристику профессиональной культуры выводит И.М. Модель, определяя ее как степень 36 |
«счастливого человека может воспитать только счастливый человек», то воспитать саморазвивающуюся личность в ходе приобщения её к культуре может только саморазвиваюшаяся личность, субъектный учитель, который руководствуется в педагогической деятельности высокими целями и адекватно отбирает способы воздействия на учащихся. Поскольку мы рассматриваем общекультурную компетентность студента как неотъемлемый компонент его педагогической культуры, мы должны раскрыть содержание понятия «педагогическая культура». Исследования в области психологии и педагогики (В. А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, А. В. Петровский, В. А. Сластенин, Н. М. Таланчук) обрисовывают основные контуры педагогической культуры учителя, исходя из классического понимания культуры, структуры личности и структуры деятельности, и позволяют прийти к заключению о необходимости интеграции их показателей. В педагогической культуре объединяются две общественные системы: трансляция социального опыта и общечеловеческая культура. И поэтому педагогическая культура занимает пограничное положение как в системе культуры, так и в системе педагогики. В. А. Сухомлинский, говоря о педагогической культуре учителя, неоднократно подчеркивал: «Эго прежде всего глубокое знание учителем своего предмета. Мы считаем очень важным, чтобы учитель ориентировался в самых сложных вопросах науки, основы которой он преподает в школе, в вопросах, представляющих собой передний край научной мысли. С этого начинается и на этом строится педагогическая культура» (141, с. 53—54). Следствием этой важнейшей черты педагогической культуры является способность учителя непосредственно обращаться к уму и сердцу воспитанника. Представляется необходимым отметить в этой связи, что, стремясь с максимальной полнотой выразить одним понятием весь спектр требований к учителю, В. А. Сухомлинский использует именно термин «педагогическая культура», а не «педагогическое мастерство». 35 |