Проверяемый текст
Ежова, Татьяна Владимировна; Формирование общекультурной компетентности студентов в образовательном процессе вуза (Диссертация 2003)
[стр. 59]

структурой личности, и в нем учитывается развитие структурных компонентов личности.
С социально-педагогических позиций мы выделяем в структуре личности, во-первых, направленность (социальные, сущностные силы личности: потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, убеждения, мировоззрение); во-вторых, опыт личности — знания, умения, навыки, привычки.
Такой подход предполагает, что в центре обучения находится сам студент — его мотивы, цели, интересы, потребности, ценностные ориентации, т.е.
студент как личность.
Любой образовательный процесс должен быть построен исходя из познавательных потребностей и интересов студента.
Анализ исследований, посвященных изучению
субъект-субъектных отношений педагога и обучаемых (В.
В.
Давыдов, И.
А.
Зимняя, А.
К.
Маркова, А.
Н.
Леонтьев, А.
В.
Петровский, С.
Л.
Рубинштейн, Д.
Б.
Эльконин), позволяет выделить деятельностный компонент личностнодеятельностного подхода.
В.
Г.
Рындак рассматривает деятельность как «форму
проявлен™ активности личности, социальной мобилизации,.
порождаемую потребностями и направленную на познание и преобразование жизнедеятельности»
(124, с.
22—23).
Взаимодействие студента и преподавателя играет роль такого фактора, который направляет, корректирует, оценивает, стимулирует, фиксирует процесс практической деятельности.
Последняя же выступает в качестве ведущей и в этом отношении во многом должна определять динамику формирования
дискурсивной компетентности.
Формирование дискурсивной компетентности студента невозможно без учета особенностей системного подхода.
Возможности системного подхода в педагогических исследованиях рассматриваются в трудах В.
Г1.
Беспалько, И.
В.
Блауберга, Б.
С.
Гершунского, Ю.
А.
Конаржевского, Э.
Г.
Юдина, В.
А.
Якунина.
59
[стр. 59]

Интегративно-культурологический подход к формированию обшекультурной компетентности студентов заключается в целесообразной интеграции личностно-деятельностного, культурологического, аксиологического и системного подходов.
Использование его в качестве методологической базы исследования обеспечивает осознание студентом себя как равноправного субъекта образовательного процесса, создаёт атмосферу обращенности к личности, проникая во все структуры её деятельности, предполагает сохранение, воспроизводство и развитие культуры путем создания ее новых образцов.
Основы личностно-деятельностного подхода были заложены в работах Л.
С.
Выготского, А.
Н.
Леонтьева, С.
Л.
Рубинштейна.
Личность выступает в качестве субъекта деятельности, она «формируется в деятельности и в общении с другими людьми и сама определяет характер и особенности протекания этих процессов» (63, с.
63).
Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте связан со структурой личности, и в нем учитывается развитие структурных компонентов личности.
С социально-педагогических позиций мы выделяем в структуре личности, во-первых, направленность (социальные, сущностные силы личности: потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, убеждения, мировоззрение); во-вторых, опыт личности — знания, умения, навыки, привычки.
Такой подход предполагает, что в центре обучения находится сам студент — его мотивы, цели, интересы, потребности, ценностные ориентации, т.е.
студент как личность.
Любой образовательный процесс должен быть построен исходя из познавательных потребностей и интересов студента.
Анализ исследований, посвященных изучению
субъект-субьектных отношений педагога и обучаемых (В.
В.
Давыдов, И.
А.
Зимняя, А.
К.
М аркова, А.
Н.
Леонтьев, А.
В.
Петровский, С.
Л.
Рубинштейн, Д.
Б.
Эльконин), позволяет выделить деятельностный компонент личностно-деятельностного подхода.
В.
Г.
Рындак рассматривает деятельность как «форму
проявления 59

[стр.,60]

активное™ личности, социальной мобилизации, порождаемую потребностями и направленную на познание и преобразование жизнедеятельности» (127, с.
22—23).
Взаимодействие студентов и преподавателей играет роль такого фактора, который направляет, корректирует, оценивает, стимулирует, фиксирует процесс практической деятельности.
Последняя же выступает в качестве ведущей и в этом отношении во многом должна определять динамику формирования
общекультурной компетентности.
Культурологический подход позволяет педагогу реализовать принцип культуросообразности воспитания, выполняющий системообразующую роль и для развития самой педагогики, и для совершенствования педагогической практики.
Воспитание на основе принципа культуросообразности — это организация воспитания как процесса иитериоризации (присвоения) и развития личностью достижений культуры.
Одним из перспективных направлений реализации культурологического подхода в педагогической /деятельности можно считать идеи В.
С.
Библера и М.
М.
Бахтина, представленные в концепции «Школа диалога культур» (24— 26, 13— 15).
Образовательный процесс в рамках этой концепции строится на том, что жизнедеятельность человека в своей основе диалогична, и личность свое духовное обогащение в процессе становления черпает не иначе как в условиях диалога культур.
Культурологический подход ориентирует педагога на то, что российская культура, национальные традиции, национальная педагогика должны стать базовой основой образовательного процесса.
Культурологический подход эффективен и является центральной идеей в развитии этнопедагогики, которая в настоящее время так необходима применительно к воспитанию как русских, так и татар, чувашей, башкир, немцев и многих других народов, населяющих Россию.
Все это в контексте рассматриваемой нами проблемы подтверждает приоритет культурологического подхода к формированию общекультурной компетентности будущего учителя.
60

[Back]