Проверяемый текст
Ежова, Татьяна Владимировна; Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя (Диссертация 2009)
[стр. 70]

на основе представлений, знаний, установок, базирующихся на насыщении содержания образования общечеловеческими проблемами и ценностями.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что сущность
гуманитарного сознания заключается прежде всего в построении определенной совокупности смыслов, значений и перспектив предстоящей профессиональной деятельности (Б.
С.
Братусь, С.
А.
Днепров, В.
П.
Зинченко, Э.
В.
Ильенков, А.
Н.
Леонтьев).
От степени их глубины, полноты и адекватности реальности зависит успех этой деятельности.

Гуманитарное сознание в первую очередь отражает аксиологическую суть явлений социокультурной действительности, смыслов деятельности и поведения субъектов, их отдельных поступков.
Оно служит парадигмой, под углом зрения которой человек воспринимает, осмысливает, оценивает получаемую извне информацию и осуществляет свою деятельность теоретического или практического характера.
Традиционно в педагогике и педагогической психологии для описания разнообразных мыслительных процессов, сопровождающих деятельность
педагога, вместо понятия «сознание» чаще всего употребляется понятие «мышление».
Их раздельный анализ весьма затруднен из-за тесной связи
и взаимообусловленности.
До сих пор они отождествляются как в генетических, так и в содержательных аспектах, поскольку и то и другое определяется как высшая форма психического отражения действительности.
Как и сознание, мышление есть весьма сложный для педагогического исследования объект и предмет: оно имеет множество детерминант, во многом зависит как от знаний, так и от развитости аналитических механизмов их систематизации, актуализации и передачи в ходе педагогической деятельности и общения.

Это активный процесс отражения объективного мира в форме понятий, суждений, умозаключений.
Сравнительный анализ сознания и мышления показывает, что существует
70
[стр. 227]

глобальными проблемами свободы, смысла жизни, выбора, ответственности.
Так, В.
П.
Зинченко, выделяя два слоя в сознании — бытийный (более проблематичен, концентрируется на действиях, образах, средствах, целях) и рефлексивный (более аксиологичен, концентрируется на ценностях и смыслах в их отношении к значениям и действиям), высказал предположение, что научно-технический прогресс привел к деформации образования, так как потребовал субъекта действия, а не субъекта духа (жизненного смысла), были утеряны связи между бытийным и рефлексивным уровнями сознания, утрачена целостность человеческой жизнедеятельности (139, 142).
Для осмысленного осуществления выбора, за который человек готов нести ответственность и который станет основой его смысложизненной и профессиональной позиции, необходимо формировать гуманитарное педагогическое сознание студента как основу его субъектного, деятельностного начала.
Именно оно определяет способность человека к восприятию, пониманию и осмыслению явлений в образовательном процессе и себя в этом процессе на основе представлений, знаний, установок, базирующихся на насыщении содержания образования общечеловеческими проблемами и ценностями.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что сущность
педагогического сознания заключается прежде всего в построении определенной совокупности смыслов, значений и перспектив предстоящей педагогической деятельности (Б.
С.
Братусь, С.
А.
Днелров, В.
П.
Зинченко, Э.
В.
Ильенков, А.
Н.
Леонтьев).
От степени их глубины, полноты и адекватности реальности зависит успех этой деятельности.

Педагогическое сознание в первую очередь отражает аксиологическую суть явлений педагогической действительности, деятельности педагогов, поведения студентов, их отдельных поступков.
Педагогическое сознание социально обусловлено, само по себе представляет социальное явление и активно влияет на характер общественных отношений.
Оно различно в разных социальных группах, на которые подраз227

[стр.,228]

деляется общество, различается по объему и содержанию для разных профессиональных групп педагогов.
С.
А.
Днепров выделяет следующие виды педагогического сознания: в социологическом аспекте — общественное и индивидуальное; в гносеологическом аспекте — обыденное и научное.
Под обыденным педагогическим сознанием автор понимает способность человека к восприятию, пониманию и осмыслению явлений в образовательном процессе и себя в этом процессе на основе представлений, знаний, установок и стереотипов, свойственных повседневному опыту людей и доминирующих в социальной общности, к которой они принадлежат.
Обыденное педагогическое сознание способно отражать бытие, но творить новую педагогическую реальность может только научное педагогическое сознание — способность человека к восприятию, пониманию, осмыслению и предвосхищению явлений в образовательном процессе и себя в этом процессе на основе представлений, знаний, установок, базирующихся на изучении свойств, законов и закономерностей возникновения и развития явлений в образовании (112).
Поэтому одной из задач проектирования педагогического дискурса является формирование не бытийного, обыденного, а научного педагогического сознания.
Рассогласование между педагогическим сознанием и деятельностью вызывается невключенностыо знаний о целях образовательной деятельности в структуру мотивов, ценностных ориентаций и социальных установок.
Педагогическое сознание служит парадигмой, под углом зрения которой человек воспринимает, осмысливает, оценивает получаемую извне педагогическую информацию и осуществляет свою деятельность теоретического или практического характера.
Традиционно в педагогике и педагогической психологии для описания разнообразных мыслительных процессов, сопровождающих деятельность
учителя, вместо понятия «сознание» чаще всего употребляется понятие «мышление».
Их раздельный анализ весьма затруднен из-за тесной связи
228

[стр.,229]

педагогического сознания и мышления.
До сих пор они отождествляются как в генетических, так и в содержательных аспектах, поскольку и то и другое определяется как высшая форма психического отражения действительности.
Как и сознание, мышление есть весьма сложный для педагогического исследования объект и предмет: оно имеет множество детерминант, во многом зависит как от знаний, так и от развитости аналитических механизмов их систематизации, актуализации и передачи в ходе педагогической деятельности и общения.

Педагогическое мышление представляет собой деятельность по осмыслению педагогических явлений.
Это активный процесс отражения объективного мира в форме понятий, суждений, умозаключений.
Сравнительный анализ сознания и мышления показывает, что существует
взаимосвязь уровней педагогического мышления и педагогического сознания, что последнее не только отражает бытие, но и имеет прогностическую функцию в развитии педагогической деятельности и системы образования.
Педагогическое мышление — способность использовать педагогические идеи в конкретных ситуациях деятельности, умение видеть в конкретном явлении его общую педагогическую суть.
Мышление учителя проявляется в разрешении нестандартных задач, в конструировании новых методов педагогического воздействия, в проектировании педагогических систем.
Суть педагогического мышления заключается в соотнесении четырех элементов педагогического процесса — цели, содержания образования, деятельности преподавания и деятельности учения.
Главными механизмами проектирования педагогического дискурса на всех этапах служили понимание, рефлексия и антиципация.
Для того чтобы лучше понять действие этих механизмов, следует более подробно остановиться на характеристике речемыслительной деятельности, на механизме превращения мысли в слово.
Наиболее последовательно механизм по229

[Back]