Проверяемый текст
Ежова, Татьяна Владимировна; Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя (Диссертация 2009)
[стр. 71]

взаимосвязь уровней мышления и сознания, что последнее не только отражает бытие, но и имеет прогностическую функцию.
Для того, чтобы лучше понять механизм формирования дискурсивной компетентности студента, следует более подробно остановиться на характеристике речемыслительной деятельности, на механизме превращения мысли в слово.
Наиболее последовательно механизм
порождения речи изложен в книге Л.
С.
Выготского «Мышление и речь»
(29).
Главный вопрос, на который пытался ответить ученый, — что лежит между мыслью и словом, — позволил исследователю выдвинуть следующую концептуальную гипотезу: движение от замысла к его вербальному воплощению есть превращение личностного смысла в общепонятное значение.
Однако этой метаморфозе предшествует важный этап: сама мысль зарождается не от другой мысли, а от различных потребностей человека, от той сферы, которая охватывает все наши-влечения, побуждения, эмоции и т.д.
Иными словами, за мыслью стоит мотив, то есть то, ради чего мы говорим.
Мотив — первая инстанция в, порождении речи.
Он же становится последней инстанцией в обратном процессе — процессе восприятия и понимания высказывания, ибо мы стремимся понять не речь, и даже не мысль, а то, ради чего высказывает наш собеседник ту или иную мысль, т.е.
мотив речи
(29).
Превращение мысли в слово осуществляется не вдруг, оно совершается во внутренней речи.
Категория «внутренняя речь» — едва ли не самая важная в концепции выдающегося психолога.
Внутренняя речь — это не «говорение про себя», не «речь минус звук».
Она имеет особое строение и качественно отличается от речи внешней.

Именно здесь появляется замысел будущего высказывания, который разворачивается впоследствии в связную, наполненную общепонятными словесными знаками, грамматически оформленную речь
(29, 30).
71
[стр. 229]

педагогического сознания и мышления.
До сих пор они отождествляются как в генетических, так и в содержательных аспектах, поскольку и то и другое определяется как высшая форма психического отражения действительности.
Как и сознание, мышление есть весьма сложный для педагогического исследования объект и предмет: оно имеет множество детерминант, во многом зависит как от знаний, так и от развитости аналитических механизмов их систематизации, актуализации и передачи в ходе педагогической деятельности и общения.
Педагогическое мышление представляет собой деятельность по осмыслению педагогических явлений.
Это активный процесс отражения объективного мира в форме понятий, суждений, умозаключений.
Сравнительный анализ сознания и мышления показывает, что существует взаимосвязь уровней педагогического мышления и педагогического сознания, что последнее не только отражает бытие, но и имеет прогностическую функцию в развитии педагогической деятельности и системы образования.
Педагогическое мышление — способность использовать педагогические идеи в конкретных ситуациях деятельности, умение видеть в конкретном явлении его общую педагогическую суть.
Мышление учителя проявляется в разрешении нестандартных задач, в конструировании новых методов педагогического воздействия, в проектировании педагогических систем.
Суть педагогического мышления заключается в соотнесении четырех элементов педагогического процесса — цели, содержания образования, деятельности преподавания и деятельности учения.
Главными механизмами проектирования педагогического дискурса на всех этапах служили понимание, рефлексия и антиципация.
Для того чтобы лучше понять действие этих механизмов, следует более подробно остановиться на характеристике речемыслительной деятельности, на механизме превращения мысли в слово.
Наиболее последовательно механизм
по229

[стр.,230]

рождения речи изложен в книге Л.
С.
Выготского «Мышление и речь»
(77).
Главный вопрос, на который пытался ответить ученый, — что лежит между мыслью и словом, — позволил исследователю выдвинуть следующую концептуальную гипотезу: движение от замысла к его вербальному воплощению есть превращение личностного смысла в общепонятное значение.
Однако этой метаморфозе предшествует важный этап: сама мысль зарождается не от другой мысли, а от различных потребностей человека, от той сферы, которая охватывает все наши влечения, побуждения, эмоции и т.д.
Иными словами, за мыслью стоит мотив, то есть то, ради чего мы говорим.
Мотив — первая инстанция в порождении речи.
Он же становится последней инстанцией в обратном процессе — процессе восприятия и понимания высказывания, ибо мы стремимся понять не речь, и даже не мысль, а то, ради чего высказывает наш собеседник ту или иную мысль, т.е.
мотив речи
(77).
Превращение мысли в слово осуществляется не вдруг, оно совершается во внутренней речи.
Категория «внутренняя речь» — едва ли не самая важная в концепции выдающегося психолога.
Внутренняя речь — это не «говорение про себя», не «речь минус звук».
Она имеет особое строение и качественно отличается от речи внешней.

По мнению Л.
С.
Выготского, внутренняя речь — это речь, состоящая из предикатов, ключевых слов, несущих в себе сердцевину информации; это речь свернутая, сжатая, часто деграмматизированная.
Она выглядит как конспект будущего высказывания и протекает в считанные доли секунды.
Именно во внутренней речи личностный смысл превращается в общепонятное значение.
Именно здесь появляется замысел будущего высказывания, который разворачивается впоследствии в связную, наполненную общепонятными словесными знаками, грамматически оформленную речь
(78).
Эту мысль развивает в своих трудах Е.
С.
Кубрякова: «У нормального человека навыки речи настолько автоматизированы, что переходных этапов 230

[Back]