Проверяемый текст
Автономов А. С. Правовая онтология политики. М.: Инфограф, 1999. – 384 с.
[стр. 55]

также постоянно повышается.
Упомянутый методологический «взрыв» XX
столетия был подготовлен всем ходом развития философии и частных наук во второй половине XIX века .
Так, своими работами в области методологии науки и логики широко известен Р.
Карнап.
До начала 30-х гг.
он
разрабатывает, прежде всего, применение аппарата математической логики к анализупонятий и аксиоматизации отдельных теорий в конкретных науках, а также некоторые идеи логического эмпиризма .
Затем он строит логический язык и в ходе этих построений выдвигает идею, согласно которой логика науки
—это синтаксис языка науки .
А еще позже его внимание сосредоточивается на проблемах создания унифицированного языка науки, в ходе работы над которым он выясняет, что одного синтаксического подхода недостаточно, а необходимо учитывать также и семантику, т.е.
отношение между языком и описываемой им областью предметов.
Он вносит вклад в развитие
овероятностной логики (такой логики, которая исследует высказывания, принимающие не только два значения истинности, — истина и ложь, — амножество степеней правдоподобия) и модальной логики (раздел математической логики, в котором исследуются высказывания, имеющие такие истинностные значения, как «возможность», «невозможность», «необходимость» и т.п.) .
В противовес неопозитивистским построениям выдвигает свои концепции К.
Поппер .
Считая проблему отделения научного знания от ненаучного одной из основных задач философии, он предложил в качестве метода такого отделения (демаркации) принцип фальсификации
принципиальную опровержимость того или иного утверждения, относимого к науке.
К.
Поппер является одним из создателей дедуктивнономологической схемы объяснения: некоторое утверждение считается
1Автономов А.С.
Указ.
соч.
с.
12.
См., например: Сатар К.
ЗсетргоЫете т с!ег РЬПозойе.
В.
—ЗсшасЫепзее.
1928.
3См.: Сагпар К.
Иег 1о§1зсЬе Зуп1ах ёег ЗргасЬе.
\\йеп.
1934.
4См.: Карнап Р.
Значение и необходимость.
М.
1959.
5 См., например: Роррег К.
ОЬ^есбуе Кпо1е§е, Ап Еуо1ийопагу Арргоа1сЬ.
ОхГогс!: ОхГогс! Утусгаку Ргезз.
1972.
55
[стр. 25]

Гегеля (в чьих работах с наибольшей полнотой воплотилась домарксистская диалектика) с используемым им самим методом: "Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью.
Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление.
У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней"108 .
Вместе с тем, как отмечал А.
Грамши, "значение диалектики может быть понято во всей его глубине лишь при условии, что философия практики мыслится как целостная и оригинальная философия, которая открывает новый этап в истории и во всемирном развитии мысли, поскольку она преодолевает (и, преодолевая, включает в себя все их жизнеспособные элементы) как идеализм, так и материализм в их традиционной форме, выросшие на почве старых обществ"109 .
Характеристика диалектико-материалистического метода будет дана ниже.
Однако здесь необходимо подчеркнуть,* что именно методологическому аспекту диалектического материализма его основатели придавали весьма большое значение.
В частности, Ф.
Энгельс отмечал: "Всё миропонимание (Auffasungwaise) Маркса – это не доктрина, а метод.
Оно дает не готовые догмы, а отправные пункты для дальнейшего исследования и метод для этого исследования"110 .
Новое время характеризовалось не только возрастанием интереса к методам познания и разработкой философских методов, но и бурным развитием методов частных наук, что также требовало методологических обобщений.
С начала XX в.
процесс выработки новых методов в различных областях знания приобретает все большее значение.
При этом повышается интерес к изучению методов и уже довольно часто вне связи их с гносеологией.
Важность методологических исследований с начала XX в.
также постоянно повышается.
Упомянутый методологический "взрыв" XX
в.
был подготовлен всем ходом развития философии и частных наук во второй половине XIX в.

Целого ряда методов, возникших в XX в., мы уже коснулись, когда речь шла о складывании и развитии системных подходов и исследований.
Но это лишь Одно направление методологических изысканий.
В качестве примера также можно назвать ряд исследований в рамках неопозитивизма.
Так, своими работами в области методологии науки и логики широко известен Р.
Карнап.
До начала 30-х гг.
он
разрабатывал, прежде всего, применение аппарата математической логики к анализу понятий и аксиоматизации отдельных теорий в конкретных науках, а такженекоторые идеи логического эмпиризма111 .
Затем он строит логический язык и в ходе этих построений выдвигает идею, согласно которой логика науки
это синтаксис языка науки112 .
А еще позже его внимание сосредоточивается на проблемах создания унифицированного языка науки, в ходе работы над которым он выясняет, что одного синтаксического подхода недостаточно, а необходимо учитывать также и семантику, т.е.
отношение между языком и описываемой им областью предметов.
Он вносит вклад в развитие
oвероятностной логики (такой логики, которая исследует высказывания, принимающие не только два значения истинности, – истина и ложь, – а множество степеней правдоподобия) и модальной логики (раздел математической логики, в котором исследуются высказывания, имеющие такие истинностные значения, как "возможность", "невозможность", "необходимость" и т.п.)113 .
В противовес неопозитивистским построениям выдвигает свои концепции К.Поппер114 .
Считая проблему отделения научного знания от ненаучного одной из основных задач философии, он предложил в качестве метода такого отделения (демаркации) принцип фальсификации
принципиальную опровержимость того или иного утверждения, относимого к науке.
К.
Поппер является одним из создателей дедуктивно-номологической схемы объяснения: некоторое утверждение считается
объясненным, если его можно дедуктивно вывести из совокупности соответствующих законов и начальных условий.
Так же, как и К.
Поппер, полагавший, что не существует дихотомии естественнонаучных и социальных знаний, поскольку он находил применимым метод фальсификационизма ко всем областям знания, Х.-Г.
Гадамер говорил о принципиальном единстве методологических подходов к естественным и гуманитарным наукам.
По его словам, "сколько бы Дильтей не

[Back]