Проверяемый текст
Автономов А. С. Правовая онтология политики. М.: Инфограф, 1999. – 384 с.
[стр. 66]

синтеза .
Выявляя диалектическую взаимосвязь этих двух методов, русский мыслитель А.И.
Герцен отмечал: «Обыкновенно говорят, что есть два способа познания: аналитический и синтетический.
В этом и спорить нельзя, что анализ и синтез не все равно и что то и другое суть способы познания; но, нам кажется, несправедливо принять их за отдельные способы познания: это приведет к ужаснейшим ошибкам.
Ни синтез, ни анализ не могут довести до истины, ибо они суть две части, два момента одного полного познания» .
В процессе анализа предмет мысленно расчленяется на составные элементы, а в процессе синтеза элементы предмета мысленно объединяются в одно целое, при этом выявляются все существенные связи элементов между собой.
Логический анализ и синтез, являющиеся отображением закономерностей бытия, должны быть неразрывно связаны в мышлении.
По замечанию В.
Карпова, «сколь ни противоположными кажутся методы аналитическая и синтетическая по исходным их точкам и направлениям, но нельзя представить себе никакой системы, в развитии которой не участвовала бы та и другая метода, равно как нельзя представить, чтобы одна из них могла совершить свое поприще без помощи другой» .

При этом следует оговориться, что закономерности в области развития правоотношений в сфере применения правовых презумпций не могут объяснять все детали каждого правового факта, каждого отдельного правового отношения.
Формулируемые юридической наукой закономерности отражают то общее, основное, что имеется в изучаемых правовых и смежных с ними социальных явлениях.
Так, В.И.
Ленин писал, что «...
закономерность не может проявляться иначе как с средней, общественной, массовой закономерности, при взаимопогашении индивидуальных уклонений в ту или иную сторону» .
Это положение дает возможность теоретически обосновать и механизм правового регулирования.
Возможность действенного правового Автономов А.С.
Правовая онтология политики: к построению системы категорий.
Фонд развития парламентаризма в России.
М.: Инфограф, 1999.
С.
14.
2Герцен А.И.
Соч.
Т.
1.
С.
79.
Карпов В.
Систематическое изложение логики.
СПб.
1856.
С.
276.
4Ленин В.И.
Соч., т.
21.
С.
50.
66
[стр. 29]

Ф.
Энгельс следующим образом разъясняет суть восхождения от абстрактного к конкретному (правда, на примере анализа экономики): "При этом методе мы исходим из первого и наиболее простого отношения, которое исторически, фактически находится перед нами, следовательно, в данном случае из первого экономического отношения, которое мы находим.
Это отношение мы анализируем.
Уже самый факт, что это есть отношение, означает, что в нем есть две стороны, которые относятся друг к другу.
Каждую из этих сторон мы рассматриваем отдельно; из этого вытекает характер их отношения друг к другу, их взаимодействие.
При этом обнаруживаются противоречия, которые требуют разрешения.
Но так как мы здесь рассматриваем не абстрактный процесс мышления, который происходит только в наших головах, а действительный процесс, некогда совершавшийся или все еще совершающийся, то и противоречия эти развиваются на практике и, вероятно, нашли свое разрешение.
Мы проследим, каким образом они разрешались, и найдем, что это было достигнуто установлением нового отношения, две противоположные стороны которого нам надо будет развивать"132 .
В диалектической традиции, начиная с Г.В.Ф.
Гегеля, абстрактное в широком смысле рассматривается как одностороннее, бедное содержанием знание, а понятийно конкретное – как наиболее содержательное, полное знание.
Отсюда – и принцип конкретно-исторического подхода к анализу находящейся в центре внимания сферы действительности, и понимание всеобщего не как абстрактно-общего, а как конкретного теоретического отражения закона, и другие характерные черты диалектико-материалистического метода.
Диалектико-материалистический метод достаточно хорошо описан и проанализирован в литературе.
В цели же настоящего исследования не входит подробный разбор методов, а только – выделение наиболее характерных черт каждого из них и их значимость для данной работы.
Абстрагирование является одним из важнейших методов исследования.
Этот метод исторически возник раньше диалектико-материалистического метода, но нисколько не утратил своей актуальности и важности и в настоящее время.
Именно абстрагирование позволяет открывать категории.
Абстрагироваться значит отвлечься от богатства содержания конкретного явления, сознательно упустить из вида многочисленные стороны и черты явления, но зато выявить типическое, наиболее характерное и существенное в явлении, определить закон существования явления, т.е.
раскрыть категорию.
Таким образом, без абстракции выйти на категориальный уровень освоения действительности невозможно.
Только вряд ли абстрагирование, т.е.
переход от конкретного к абстрактному, можно, как это делает А.М.
Васильев, назвать обратным принципом восхождения от конкретного к абстрактному в сравнении с принципом восхождения от абстрактного к конкретному133 .
Речь в двух случаях идет о разных уровнях конкретности.
От эмпирически конкретного происходит восхождение к понятийно конкретному через абстрактное.
Другими словами, движение познания идет по спирали и в одном направлении, причем на первом этапе осуществляется восхождение от эмпирически конкретного к абстрактному, а на втором продолжается восхождение от абстрактного к понятийно-конкретному.
Такое восхождение теснейшим образом связано с взаимодополняющими друг друга методами анализа и синтеза.
Выявляя диалектическую взаимосвязь этих двух методов, русский мыслитель А.И.
Герцен отмечал: "Обыкновенно говорят, что есть два способа познания: аналитический и синтетический.
В этом и спорить нельзя, что анализ и синтез не все равно и что то и другое суть способы познания; но, нам кажется, несправедливо принять их за отдельные способы познания: это приведет к ужаснейшим ошибкам.
Ни синтез, ни анализ не могут довести до истины, ибо они суть две части, два момента одного полного познания"134 .
В процессе анализа предмет мысленно расчленяется на составные элементы, а в процессе синтеза элементы предмета мысленно объединяются в одно целое, при этом выявляются все существенные связи элементов между собой.
Логический анализ и синтез, являющиеся отображением закономерностей бытия, должны быть неразрывно связаны в мышлении.
По замечанию В.
Карпова, "сколь ни противоположными кажутся методы аналитическая и синтетическая по исходным их точкам и направлениям, но нельзя представить себе никакой системы, в развитии которой не участвовала бы та и другая метода, равно как нельзя представить, чтобы одна из них могла совершить свое поприще без помощи другой"135 .

Историко-материалистический метод тесно связан с методом диалектического материализма.
Фактически, он представляет собой исторический подход как метод познания, переработанный с

[Back]