Проверяемый текст
Ромащенко, Татьяна Дмитриевна. Экономическая безопасность национального хозяйства: теория, методология, воспроизводство (Диссертация 2003)
[стр. 20]

Изменившиеся условия жизнедеятельности людей к началу XXI века, привели к необходимости дополнений к тем положениям в области * безопасности, которые были выработаны ранее.
Например, устав ООН накануне XXI в.
был дополнен двумя существенными положениями:
о корректировке традиционной концепции обеспечения безопасности; о необходимости не только предотвращения, но и активного управления рисками и угрозами.
Несмотря на
широкое использование в современных условиях понятия «экономическая безопасность», вопросы ее обеспечения, предотвращения угроз и катастроф имеют длительную историю социально-экономического теоретического исследования.
Понятие экономической безопасности содержалось в трудах экономистов и обществоведов различных школ и эпох при определенных методологических и инструментальных расхождениях в исходных предпосылках и аналитическом аппарате.

Данное понятие непосредственно связано с фундаментальными для экономической теории положениями об общественном устройстве, структуре социальноэкономических интересов, целях производственной деятельности, системе распределения произведенного продукта, и естественно, что видения об экономической безопасности становятся одними из центральных аспектов* любой концепции.
*
Первые, нормативные представления об экономической безопасности как * состоянии, еще не достигнутом хозяйственной системой, можно заметить еще у древневосточных и античных мыслителей, например у Платона, который основными угрозами современного ему общества считал распадение его на два противоположных полюса богатство и бедность, нарушение общественного порядка из-за эгоизма и неумеренной «свободы демоса».
В
своих работах «Государство» и «Законы» он предлагал различные проекты по стабилизациирабовладельческого строя и выходу из глубокого экономического
[стр. 20]

вится малоэффективной деятельность «промышленных классов».
Возрастают дезинтегрированные центробежные тенденции1.
Стоит оценить актуальность данных высказываний для понимания процессов, происходящих в современном российском обществе.
Согласно социологической теории Э.
Гидденса (90-е гг.
XX века), риск и нестабильность представляют собой вездесущие факторы современности.
Поэтому необходимо разрабатывать модели социального противодействия этим негативным явлениям*.
Гидденс выделяет четыре типа реакции на угрозы: прагматическая, оптимистическая, пессимистическая и, наконец, жесткая борьба против выявленных источников опасностей.
При этом очевидно, что только последний тип адаптации к угрозам является активным и позволяет преодолеть разрушительное воздействие рисков на общество.
Опасное нарастание числа интенсивности угроз во всех сферах жизнедеятельности человека заставляет обществоведов активизировать исследования в области социальной безопасности в глобальном масштабе.
По мнению Генерального секретаря ООН К.
Аннана «сейчас в некотором роде вызовы стали даже более устрашающими ...»1*3.
Именно поэтому Устав ООН накануне XXI века был дополнен двумя существенными положениями: 1) о корректировке традиционной концепции обеспечения безопасности; 2) о необходимости не только предотвращения, но и активного управления рисками и угрозами.4 Несмотря на новизну понятия «экономическая безопасность», вопросы ее обеспечения, предотвращения угроз и катастроф имеют длительную историю социально-экономического теоретического исследования.
Вместе с тем подчеркнем, что в фундаментальном труде по истории экономической мысли М.Блауга «Экономическая мысль в ретроспективе», мы нс находим сколько-нибудь определенных упоминаний об экономической безо1Спенсер Г.
Система синтетической философии.
Соч.
в 2-хтомах.
Т.1.
СПб., 1998.
С.
314 7См.:Сиі<кеп5 А.
Сол^ециапсс5оГМоёсгпііу.
-СатЬп<І§е, 1990.
Р.18 ' См.: Аннан К.
Ошушасгся странного рода примирение с угрозами// Международная жизнь.
*2001.
Кв 3.
С.36.
4См.: Аннан К.
Доклад на саммите тысячелетия в ООН // Международная жизнь.
• 2000.
Ла 10.
С.20.


[стр.,21]

пасности1.
В западных учебниках по экономической теории также отсутствуют трактовки экономической безопасности.
И все же имплитадитно (неявно) понятие экономической безопасности содержалось в трудах экономистов и обществоведов различных школ и эпох при определенных методологических и инструментальных расхождениях в исходных предпосылках и аналитическом аппарате.
В силу общности этого понятия, его непосредственной сопряженности с фундаментальными для экономической теории положениями об общественном устройстве, структуре социально-экономических интересов, целях производственной деятельности, системе распределения произведенного продукта представления об экономической безопасности неизменно оказываются одними из центральных аспектов любой концепции, детерминированной ее философской и политической ориентацией.
Так, нормативные представления об экономической безопасности как состоянии, еще не достигнутом хозяйственной системой, но осуществимом в результате социальных преобразований, можно заметить еше у древневосточных и античных мыслителей, например у Платона.
Основными угрозами современного ему общества он считал распадение его на два полюса богатство и бедность, нарушение общественного порядка из-за эгоизма и неумеренной «свободы демоса».
В
сочинениях «Государство» и «Законы» он выдвинул проекты идеального политического устройства, предусматривавшего стабилизацию рабовладельческого строя и выход из глубокого экономического кризиса (IV век до н.э.).
Особую роль в этих преобразованиях Платон отводил государству12.
Воззрения представителей классической экономической школы сводились к тому, что приведение в систему целей экономических агентов, их интересов и условий деятельности осуществляет «невидимая рука» рынка.
А.
Смит писал, что «каждый отдельный человек, имея в виду лишь собственную выгоду, «невидимой рукой» направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения...
Преследуя свои собственные интересы, он часто более действитель1См.: Балуг М.
Экономическая мысль в ретроспективе.
М.: Дело, 1994.
2См..
Платон.
Государство.
Законы.
Политика.
М.: Мысль, 1998.

[Back]