Проверяемый текст
[стр. 63]

тистической базе тяжести их последствий: степени утраты трудоспособности, возраста пострадавших, наличия иждивенцев у пострадавших.
Все это свидетельствует о том, что систему статистики профессиональных рисков требуется формировать
прежде всего на страховых принципах и обеспечить ее надежность и представительность с помощью правовых и организационных механизмов.
По приведенным в Аналитическом вестнике Совета Федерации ФС РФ (2003.
-№ 37) данным, на сегодняшний день Фонд социального страхования принял от работодателей более 500 тысяч дел пострадавших.
Число получателей вреда больше, потому что страховые выплаты по случаю потери кормильца выплачиваются не одному человеку, а
всем иждивенцам, имеющим на это право.
Общее число получателей страховых выплат на 01.01.2002 года составляет 516 тысяч человек.
Всем пострадавшим регулярно, своевременно и в полном объеме назначается страховое обеспечение.
И это несомненное достижение, которого удалось достичь введением Федерального закона № 125-ФЗ.

В настоящее время в России выявляется крайне мало профессиональных заболеваний по сравнению с развитыми странами, где уровни профессионального риска ниже, а системы управления безопасностью и гигиеной труда выгодно отличаются по уровню эффективности от соответствующих отечественных показателей и характеристик.
Например, уровень вновь выявляемых (новых) случаев профессиональных заболеваний в Австрии, ФРГ, Финляндии и США в 90-е годы XX века составлял 30-60 случаев на 10 тыс.
рабочих, что в 30-50 раз больше, чем в России.
Последствия «недовыявляемости» профессиональной заболеваемости чрезвычайно опасны, поскольку заявляют о себе внезапно.
Поэтому следует предусмотреть предупредительные меры на различных уровнях, попытаться заблаговременно взять «процесс» под контроль.
В частности, сегодня одной из актуальнейших в мире является проблема увеличившегося риска раковых заболеваний.
В настоящее время иденти63
[стр. 16]

Аналитический вестник № 37 (193) 16 шкалы страховых тарифов.
Во многом это связано с серьезными проблемами создания статистической базы, которая является важнейшим элементом страховых механизмов.
Например, в Ульяновской области в 2000 году из 17 тысяч зарегистрированных предприятий, лишь 11 % от общего числа представили в органы статистики отчеты по производственному травматизму и профессиональной заболеваемости, а в малом бизнесе и того меньше, всего 4 %.
И это не единичный пример.
Следует отметить факт низкого уровня представительности статистической информации в области профессиональных рисков в целом по стране.
Наблюдениями Госкомстата России по форме 7 – т (травматизм) в 2001 году было охвачено всего 29,5 млн.
человек или только 45 % от общей численности занятых в экономике, а по форме 1-т (условия труда) около 27 % всех занятых в российской экономике.
Кроме того, специалисты отмечают низкую степень достоверности статистической информации в сфере профессиональных рисков.
Даже статистика производственного травматизма с летальным и тяжелым исходом значительно отличается от данных, получаемых в ходе контрольных проверок, проводимых Федеральной инспекцией труда.
Так, по данным Федеральной инспекции труда в 2000 году погибло около 6 тыс.
человек, а по данным Госкомстата России 4,4 тыс.
человек.
Понятно, что погрешность в 17 % в сторону уменьшения в статистике летального исхода недопустима.
Можно с высокой степенью достоверности предположить, что в оценках других видов травматизма и профессиональной заболеваемости эта погрешность существенно выше и приближается к 40-50 % от масштаба исследуемого явления.
Помимо низкой достоверности и представительности статистических данных о частоте профессиональных рисков весьма остро стоит вопрос о статистической базе тяжести их последствий: степени утраты трудоспособности, возраста пострадавших, наличия иждивенцев у пострадавших.
Все это свидетельствует о том, что систему статистики профессиональных рисков требуется формировать
на страховых принципах и обеспечить ее надежность и представительность с помощью правовых и организационных механизмов.
Таким образом, в круг проблем, связанных со становлением института обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, входит ряд крупных вопросов по формированию более совершенной

[стр.,59]

Аналитический вестник № 37 (193) 59 Как лучше защитить интересы пострадавших на производстве: проблемы и пути их решения Т.В.Гниденко, обозреватель журнала “Социальная защита” и газеты “Ваше право” В октябре 2002 года в Государственной Думе прошли парламентские слушания на тему: "Проблемы совершенствования законодательства о страховании профессиональных рисков и практики его применения".
За три года действия Федерального закона от 24.07.98 г.
№ 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" во многом проявились как его положительные стороны, так и нерешенные проблемы.
Этот закон был принят для того, чтобы обеспечить реальную защиту пострадавших на производстве.
Следует напомнить, что в 1998 году, к моменту принятия закона, более 10 процентов пострадавших не получали платежей в возмещение вреда, а около 50 процентов получали их в заниженных размерах и с опозданием в несколько месяцев.
Система возмещения вреда непосредственно работодателями причинителями вреда не оправдала себя.
Федеральный закон № 125-ФЗ снял имеющиеся противоречия и разрешил споры между работником и работодателем по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью работника при выполнении им трудовых обязанностей, поставив между ними посредника страховщика в лице Фонда социального страхования Российской Федерации.
Закон гарантирует социальную защиту пострадавших независимо от финансового положения работодателя.
Собираемые в виде страховых взносов денежные средства перераспределяются в зависимости от уровня возмещения вреда в отдельных отраслях (подотраслях) экономики, реализуя тем самым принцип солидарной ответственности страхователей.
На сегодняшний день Фонд социального страхования принял от работодателей более 500 тысяч дел пострадавших.
Число получателей вреда больше, потому что страховые выплаты по случаю потери кормильца выплачиваются не одному человеку, а


[стр.,60]

Аналитический вестник № 37 (193) 60 всем иждивенцам, имеющим на это право.
Общее число получателей страховых выплат на 01.01.2002 года составляет 516 тысяч.
человек.
Всем пострадавшим регулярно, своевременно и в полном объеме назначается страховое обеспечение.
И это несомненное достижение, которого удалось достичь введением Федерального закона № 125-ФЗ.

За это время стали более понятны и нерешенные проблемы, которые требуют своего урегулирования.
Частично решена задача ослабления финансового бремени по уплате страховых взносов для тех отраслей экономики, которые имеют высокий класс профессионального риска и, соответственно, высокие страховые тарифы: от 6 до 10,7 процентов от фонда оплаты труда в 2000 году, и от 4 до 8,5 процентов в последующие периоды.
Многим из страхователей приходится делать страховые отчисления, существенно, в разы превышающие возмещение вреда пострадавшим, в то же время другие явно не доплачивают.
Например, не понятно, почему атомная энергетика относится к первому классу риска, так как конторские работники, и платит минимальный тариф 0,2 процента.
Добыча бериллиевых и иных радиоактивных руд по классификатору ведь не менее опасна, чем машиностроение, которое уплачивает страховые взносы во много большие по размеру? Федеральный закон № 125-ФЗ ставит перед Фондом кроме возмещения вреда еще две задачи: предоставление пострадавшим реабилитационных услуг и предупреждение наступления страховых случаев.
Опыт государств, имеющих длительную историю применения законодательства о страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, показывает, что во главу угла необходимо ставить профилактическую работу по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Затем следует задача, направленная на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
И только после этого стоит вопрос о выплате возмещения вреда.
В названном Федеральном законе, как отметил на парламентских слушаниях В.
Трумель, секретарь ФНПР, эти задачи расставлены в обратной последовательности, а значит и приоритеты в работе Фонда выбраны неверно.
В структуре расходов Фонда в 2001 году на ежемесячные страховые выплаты приходилось 73 процента от общих расходов, а на реабилитационные мероприятия только 8 процентов.
Заместитель генерального директора Богословского алюминиевого завода В.
Рудаков, предъявил претензии к недопустимо маленьким объемам и низкому качеству

[Back]