Проверяемый текст
[стр. 72]

Тем более это недостижимо на большинстве отечественных предприятий в условиях их экономической неустойчивости, отсталой технологии и устаревших основных фондах и оборудовании.
Для измерения вероятностных характеристик риска используют различные методы априорные (прогнозируемые) оценки, базирующиеся на дозоэффектных гигиенически нормируемых воздействиях отдельных факторов риска, и апостериорные, т.е.
статистические оценки фактически свершившихся событий.
При этом при определении уровня профессионального риска оценка условий труда на рабочих местах по гигиеническим критериям,
как правило, является предварительной (носит прогнозный характер) и должна дополняться оценкой фактического его воздействия на состояние здоровья работающих с использованием медико-статистических показателей уровней профессиональной (производственно-обусловленной) заболеваемости и тяжести их последствий.
Следует при этом отметить, что соответствующие медицинские научные организации как в нашей стране, так и за рубежом выполняют только небольшую часть необходимого объема работ по гигиеническому нормированию биологических и химических веществ, в результате чего разрыв в наших знаниях об их возможном применении и количестве этих веществ неуклонно увеличивается.
Например, из 60 тыс.
химических веществ, применяющихся в США в 90-е годы
XX века в промышленном производстве, подавляющее большинство (80 %) не подвергалось оценке на потенциальную токсичность.
Аналогичная ситуация характерна и для нашей страны,
что свидетельствует об увеличении уровня неопределенности при решении задач анализа и управления риском и незащищенности (уязвимости здоровья) работника.
В значительной степени рассматриваемая проблема усугубилась в России за последнее десятилетие, когда объем работ по нормированию фактически снизился во много раз.
В этой связи одной из первоочередных задач в данной сфере является разработка среднеи долгосрочной государственной программы по нормированию факторов производственной среды и трудового процесса.

72
[стр. 40]

Аналитический вестник № 37 (193) 40 место, где проявляет себя рисковая ситуация как пересечение вероятностных характеристик трех компонентов: факторов риска, субъекта риска и управления риском.
Например, на рабочем месте на работника с различной долей вероятности могут воздействовать факторы риска химической, физической и биологической природы, а также факторы риска трудового процесса (тяжесть, интенсивность и монотонность труда).
Так, по данным ВОЗ, свыше 100 тыс.
химических веществ (зачастую называют цифры 500 600 тыс.
химических веществ и более), 200 биологических веществ, около 50 физических факторов и 20 факторов трудового процесса, воздействуя на человека в многообразных сочетаниях и экспозициях, формируют различные по видам и уровню рисковые ситуации.
Проявляются данные ситуации в зависимости от принимаемых мер защиты работников по-разному: уровень производственного травматизма, профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости и тяжесть их последствий будет существенно варьировать.
Поэтому для измерения вероятностных характеристик риска используют различные методы априорные (прогнозируемые) оценки, базирующиеся на дозо-эффектных гигиенически-нормируемых воздействиях отдельных факторов риска и апостериорные, т.е.
статистические оценки фактически свершившихся событий.
При этом при определении уровня профессионального риска оценка условий труда на рабочих местах по гигиеническим критериям
является предварительной (носит прогнозный характер) и должна дополняться оценкой фактического его воздействия на состояние здоровья работающих с использованием медикостатистических показателей уровней профессиональной (производственно-обусловленной) заболеваемости и тяжести их последствий.
Следует при этом отметить, что соответствующие медицинские научные организации как в нашей стране, так и за рубежом выполняют только небольшую часть необходимого объема работ по гигиеническому нормированию биологических и химических веществ, в результате чего разрыв в наших знаниях о их возможном применении и количестве этих веществ неуклонно увеличивается.
Например, из 60 тыс.
химических веществ, применяющихся в США в 90-е годы
в промышленном производстве, подавляющее большинство (80 %) не подвергалось оценке на потенциальную токсичность.
Аналогичная ситуация характерна и для нашей страны.

Данная тенденция свидетельствует об увеличении

[стр.,41]

Аналитический вестник № 37 (193) 41 неопределенности и неуверенности в анализе и управления риском и незащищенности работника.
Особенно эта проблема усугубилась в России за последнее десятилетие, когда объем работ по нормированию снизился во много раз.
В этой связи одной из первоочередных задач в данной сфере является разработка среднеи долгосрочной государственной программы по нормированию факторов производственной среды и трудового процесса.

О масштабах требуемых финансовых ресурсов можно ориентировочно судить по следующим показателям: разработка одного нормативного значения предельно-допустимой концентрации для химических и биологических веществ (ПДК) и предельно допустимого уровня для физических факторов (ПДУ), которая, как правило, длится несколько лет, оценивается в условиях России в диапазоне 100-200 тыс.
долл.
(что в десятки раз меньше, чем в европейских странах и США).
Совокупная ежегодная потребность в таких нормативах оценивается в количестве 30-60 ПДК и ПДУ.
В качестве финансового источника можно определить средства Фонда социального страхования (его автономной бюджетной части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
Совершенствование методов по измерению воздействия факторов риска на работника и качественного улучшения организации работы в указанной сфере следует дополнить более глубоким изучением состояния здоровья профессиональных групп работников.
То есть стоит задача крупного, национального масштаба по существенному улучшению работы по изучению профессиональных рисков, для чего необходимо предусмотреть организационно-правовые и медико-финансовые механизмы биологического мониторинга (наблюдения за состоянием здоровья), ранней диагностики и выявления профессиональных заболеваний на ранних этапах их возникновения.
Для этого требуется разработка в внедрение государственных стандартов диагностики по нескольким десяткам (50-60) наиболее типичных видов и позициям скринингового обследования, подбираемого индивидуально в соответствии с теми вредными производственными факторами, которые обнаруживаются на рабочих местах.
Следует отметить, что решение двух крупных блоков задач по оценке профессионального риска для России, оказывается сложным вопросом еще и потому, что в стране на протяжении практически второй половины ХХ века преобладала архаичная доктрина

[Back]