45 существующих способов информационного взаимодействия человека с окружающим миром и собой; 3) культурно-цивилизационный компонент —осознание принципов, логики, содержания социогенетического развития человечества, формирование целостного представления о мире и о себе как части этого мира; 4) антропологический компонент формирование интегративного знания о человеке, накопление опыта самопознания, самосовершенствования; 5) социально-технологический компонент —определение ориентиров и способов решения жизненных задач, последовательно встающих перед взрослеющим человеком на том или ином этапе социального развития; 6) этико-аксиологический компонент обеспечение оснований для выбора в жизненных ситуациях «в сторону Добра»; 7) индивидуально-креативный компонент накопление опыта творчества в базовых видах деятельности и в системе человеческих отношений. В настоящее время наиболее обоснованной в педагогике считается структура содержания образования, предложенная И.Я. Лернером [90], которая включает в себя: а) систему знаний, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании обучаемых адекватной диалектической картины мира, вырабатывает системный методологический подход к познавательной и практической деятельности; б) систему общих интеллектуальных и практических умений и навыков, лежащих в основе множества конкретных видов деятельности; в) основные черты творческой деятельности, обеспечивающие готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности; г) систему норм и отношений людей к миру и друг другу, т.е. систему мировоззренческих и поведенческих качеств личности. Таким образом, под содержанием образования мы понимаем систему знаний, умений, навыков, черт творческой личности, мировоззренческих и пове |
54 на котором проектируется и выстраивается будущая жизнедеятельность выпускника. Речь идет о качественно новом типе содержания образования и особой природе средств его усвоения. Специфика его как компонента содержания заключается в работе личности над организацией своего внутреннего мира: смыслов, впечатлений, выводов из пережитого [142]. К сожалению, в настоящее время наблюдается падение интереса к себе как человеческой сущности и на индивидуальном, и на общественном уровнях. С одной стороны, оно сопровождается смешением образовательной проблематики на второй план, сужением ее смыслов и содержания до социальноприкладного контекста [72, с.196]. С другой стороны, H.A. Плата подчеркивает важность того, чтобы предметы «давали бы ядро фундаментальных знаний с мостиком в реальную жизнь, но не превращались при этом в потребительски обслуживающую дисциплину» [127, с. 14]. Определяющими факторами содержания образования в этих условиях являются человеческая жизнедеятельность, культура, социум и природа. И.Л. Колесникова предлагает более полную структуру содержания школьного образования и выделяет следующие базовые компоненты: 1) онтологический компонент обозначение круга проблем, обращающих человека к смыслу бытия (Добро и Зло, Жизнь и Смерть и т.д.); 2) информационно-гносеологический компонщгг предъявление спектра существующих способов информационного взаимодействия человека с окружающим миром и собой; 3) культурно-цивилизационный компонент осознание принципов, логики, содержания сониогенетического развития человечества, формирование целостного представления о мире и о себе как части этого мира; 4) антропологический компонент формирование интегративного знания о человеке, накопление опыта самопознания, самосовершенствования; 5) социально-технологический компонент определение ориентиров и способов решения жизненных задач, последовательно встающих перед 55 взрослеющим человеком на том или ином этапе социального развития; 6) этико-аксиологический компонент обеспечение оснований для выбора в жизненных ситуациях «в сторону Добра»; 7) индивидуально-креативный компонент накопление опыта творчества в базовых видах деятельности и в системе человеческих отношений [72, с.210]. В настоящее время наиболее обоснованной в педагогике считается структура содержания образования, предложенная И.Я. Лернером, которая включает в себя: а) систему знаний, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании обучаемых адекватной диалектической картины мира, вырабатывает системный методологический подход к познавательной и практической деятельности; б) систему общих интеллектуальных и практических умений и навыков, лежащих в основе множества конкретных видов деятельности; в) основные черты творческой деятельности, обеспечивающие готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности; г) систему норм и отношений людей к миру и друг другу, т.е. систему мировоззренческих и поведенческих качеств личности [97]. Таким образом, под содержанием образования мы понимаем систему знании; умении, навыков, черт творческой личности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которая формируется находя из социального заказа общества. При реализации такого содержания ведущими являются принципы человекосообразностн, экосообразности и соответствия информации. В более обобщенном виде представляет содержание образования Б.Т. Лихачев. Ученый считает: человек в современном мире живет и действует в нескольких жизненно важных для него сферах, т.е. «осмысление подрастающим поколе |