48 Все культурологические подходы предполагают, по мнению А.А. Макарени, формирование различных картин окружающего человека мира па основе взаимосвязи материальной, духовной, художественной и социальной культур, ценностных ориентаций, овладение внутренней культурой как элементом саморазвития личности [97, с.9-10]. При этом подходе ученый выделяет три линии развития знаний, умений и навыков, способствующих ценностному отношению к предмету изучения: 1) природа естествознание деятельность, 2) личность коллектив общество, 3) информация труд творчество. Указанные линии воспроизводят «механизм» становления личности в историческом развитии, они определяют характер ее связей с внешним миром и средой, осуществляют социализацию учащегося и готовность к конкретной деятельности [98, с.16]. По словам В.И. Вернадского, «геологическую силу представляет человеческая культура. Значение культурного человечества увеличилось со времени окончательного создания новой науки, точного знания, охватившего и наше мышление, и нашу обыденную жизнь. ...Такое состояние культурного человечества тесно связано с его духовным ростом...» [24, с.533-537]. Постижение мира в художественной форме дает уникальную возможность использовать в качестве источника передачи информации образы, отношения, переживания, то есть структурные компоненты, имеющие глобальную психическую природу [66, сЛ84]. В психологической подготовке учащихся к взрослой жизни выделим компоненты саморазвития личности: правильная оценка себя; выявление и развитие своих склонностей и способностей; волевая и эмоциональная саморегуляция; обучение учащихся культуре неформального межличностного отношения и особенностям делового общения. |
57 формирование у обучающихся картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения); интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на его совершенствование; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества [56, с. 174]. Современные цели и задачи образования, научно-технические и социально-экономические условия выдвигают на первый план в подготовке выпускников к профессиональной деятельности ряд приоритетных направлении. Современные сдвиги в отношениях между индивидуумом и социумом идут в направлении большей эластичности, многосторонности. С одной стороны, этот отход от безликой массовости, нормативности создает простор проявлению и становлению индивидуальности. С другой стороны, ставит детей в условия выбора, когда каждый ребенок должен, осмысливая свое прошлое, определить свои ценности и проектировать свой жизненный план, что и будет означать: началось его самоопределение. В начале XXI века российское общество развивается в условиях отсутствия единой государственной идеологии, размыты ценностные ориентации. Но есть непреходящие интернациональные гуманистические ценности, стоящие вне политики: общеевропейские, общечеловеческие, сформулированные в рамках представлений о правах человека. По определению Н.Д. Никандрова, к ним относят «ценности, которые принимают все люди, подавляющее большинство, весь род человеческий» [116, с. 11]. Именно они и должны стать основой воспитания. Все культурологические подходы предполагают, по мнению Л.Л. Макарепи, формирование различных картин окружающего человека мира на основе взаимосвязи материальной, духовной, художественной и социальной культур, ценностных ориентаций, овладение внутренней культурой как эле 58 ментом саморазвития личности [104, с.9-10]. При этом подходе ученый выделяет три линии развития знаний, умений и навыков, способствующих ценностному отношению к предмету' изучения: 1) природа естествознание деятельность, 2) личность коллектив общество, 3) информация труд творчество. Указанные линии воспроизводят «механизм» становления личности в историческом развитии, они определяют характер ее связей с внешним миром и средой, осуществляют социализацию учащегося и готовность к конкретной деятельности [105, с. 16]. По словам В.И. Вернадского, «геологическую силу представляет человеческая культура. Значение культурного человечества увеличилось со времени окончательного создания новой науки, точного знания, охватившего и наше мышление, и нашу обыденную жизнь. ...Такое состояние культурного человечества тесно связано с его духовным ростом...» [27, с.533-537]. Постижение мира в художественной форме дает уникальную возможность использовать в качестве источника передачи информации образы, отношения, переживания, то есть структурные компоненты, имеющие глобальную психическую природу [72, с. 184]. В психологической подготовке учащихся к взрослой жизни выделим компоненты саморазвития личности: правильная оценка себя; выявление и развтпе своих склонностей и способностей; волевая и эмоциональная саморегуляция; обучение учащихся культуре неформального межличностного отношения и особенностям делового общения. Джон Дыои придавал большое значение рефлексии в построении жизнедеятельности. Он писал: «Проектирование и рефлексия, идя прямо вперед и обращаясь назад для тщательного исследования, должны чередоваться. |