64 ненисм свойств самих элементов. Дальнейшее развитие системы обусловлено универсализацией свойств элементов и гармонизацией их связей между собой, что ведет к более высокому уровню целостности системы и новым интегральным эффектам. Следует отметить, что идея о единстве научных знаний уходит своими корнями в историю цивилизации и находит определенное воплощение уже в работах таких древних мыслителей, как Платона и Аристотеля, Канта и Гегеля. Эту проблему также решали такие выдающиеся ученые, как Д.И. Менделеев, А. Эйншейн, Л. Берталаифи и многие другие. Значительное внимание к этой идеи было проявлено и со стороны отечественных ученых (И.П. Павлова, Н.И. Вавилова, В.А. Шмальгаузена, А.Н. Берга и др.). Философско-методические и общенаучные проблемы интеграции привлекают внимание и многих современных ученых, имеется ряд монографий и огромное количество статей посвященных данной проблеме. Вопросы обусловленности интеграционных процессов общественной практикой, деятельностный аспект понимания интеграции, проблемы интеграции естествознания и обществознания исследованы в монографии Г.Ю. Киксц [63]. Интеграционные процессы в пауке, проявляющиеся в формировании общенаучных понятий, рассматриваются в публикациях B.C. Готта, Э.П. Семенюка, А.Д. Урсула [32]. Принцип многоуровневости интеграции, вытекающий из многообразия форм ее проявления, исследован в работах М.С. Асимова, А. Турсунова [7]. Типы интеграционных процессов в науке рассматривают А.С. Кравец [77], Б.Г. Юдин [165]. Ряд авторов Б.А. Ахлибинский [11], Н.Т. Костюк, B.C. Лутай, В.Д. Белогуб [75], указывают на роль принципов диалектики в интеграции наук. Такие исследователи, как Н.Д. Депенчук [39], О.М. Сичивица [136] особое внимание уделяют формам интеграции, их сложности и разноуровневости. В настоящее время считается общепризнанным, что в основе единства наук и научных знаний лежит объективная связь явлений материальной природы и общества, общность свойств и состава разнородных объектов. Другим, более |
62 Таким образом, интеграция какого-либо явления это процесс его движения, развития к более целостному состоянию, характеризующемуся не только большей степенью взаимосвязанности всех элементов, по, прежде всего, изменением свойств самих элементов. Дальнейшее развитие системы обусловлено универсализацией свойств элементов и гармонизацией их связей между собой, что ведет к более высокому уровню целостности системы и новым шггегральным эффектам. Следует отмстить, что идея о единстве научных знаний уходит своими корнями в историю цивилизации и находит определенное воплощение уже в работах таких древних мыслителей, как Платона и Аристотеля, Канта и Гегеля. Эгу проблему также решали такие выдающиеся ученые, как Д.И. Менделеев, А. Эйнштейн, J1. Бсрталанфи и многие другие. Значительное внимание к этой идее было проявлено и со стороны отечественных ученых (И.П. Павлова, II.И. Вавилова, В.А. Шмальгаузена, A.II. Берга и др.). Философскометодические и общенаучные проблемы интеграции привлекают внимание и многих современных ученых, имеется ряд монографий и огромное количество статей посвященных данной проблеме. Вопросы обусловленности интеграционных процессов общественной практикой, деятельностный аспект понимания интеграции, проблемы интеграции естествознания и обшествознания исследованы в монографии Г.Ю. Киксц [69]. Интеграционные процессы в науке, проявляющиеся в формировании общенаучных понятий, рассматриваются в публикациях B.C. Готта, Э.П. Семенюка, А.Д. Урсула [35]. Принцип многоуровневости интеграции, вытекающий из многообразия форм ее проявления, исследован в работах Б.М. Кедрова [68], М.С. Асимова, А. Турсунова [7]. Типы интеграционных процессов в науке рассматривают A.C. Кравец [85], Б.Г. Юдин [175]. Ряд авторов Б.А. Ахлибинскнй [11], Н.Т. Костюк, B.C. Лутай, В.Д. Белогуб [83], указывают на роль принципов диалектики в интеграции наук. Такие исследо 63 ватсли, как Н.Д. Дспсичук [43], О.М. Сичивпца [144] особое внимание уделяют формам интеграции, их сложности и разноуровневости. В настоящее время считается общепризнанным, что в основе единства наук и научных знании лежит объективная связь явлений материальной природы и общества, общность свойств и состава разнородных объектов. Другим, более глубоким и общим выражением единства мира является сходство структуры качественно различных областей явлений, представляющих собой системы разной степени сложности, а также разных уровней и типов организованности [17]. Основополагающим в процессе единения научного знания выступает расширение его возможностей. Повышение благодаря интеграции единства, целостности и информационной емкости знания, уровня его обобщенности и комплексности, взаимодействие различных видов научной деятельности и усилий специалистов различных областей знания, ведут к тому, что осуществляется переход современного знания на более высокий уровень развития, не без оснований рассматривая интеграцию как одну из существенных черт научного прогресса. Одним из важнейших объективно-реальных оснований является отражение во внутренней логике развития наук тех интегративных процессов, которые проявляются в общественно-исторической практике, в материальном производстве и социокультурных явлениях, считает Кошкина И.В. [84]. Поскольку в современной литературе отсутствует единая общепринятая трактовка понятия «интеграция», то проведенный нами анализ исследований по данной проблеме позволяет сделать вывод о том, что можно выделить три основных подхода в понимании сущности интеграции: 1. Механический предполагает сведение композиционных элементов к единому целому и сопровождается ростом их обобщенности и комплексности. |