67 Дифференциация, как и интеграция, закономерный, необходимый процесс и важнейшее условие развития знания. В гносеологическом аспекте дифференциация связана с аналитическими тенденциями в познавательном процессе и отражает многообразие сторон и свойств объекта, подлежащего изучению, его специфические особенности и проявления. Дифференциация беспредельна, как беспределен процесс познания объектов, неисчерпаемых в многообразии своих функций и проявлений. Краткий словарь современных терминов и понятий так определяет дифференциацию «разделение, расчленение целого или комплекса на различные (составные) части, формы и ступени» [80, с. 124]. В основе процессов дифференциации науки лежит качественное и количественное многообразие явлений материального мира, форм и законов движения материи, относящихся к разным структурным уровням, возрастание множества качественных состояний материи по мере ее прогрессивного развития. При всей закономерности положительной роли дифференциации в развитии знания, вызванной необходимостью всестороннего познания объектов, она имеет и отрицательные последствия, порождаемые разобщенностью и изоляцией наук, узкой специализацией ученых и специалистов, мешающей постижению объектов во всей многокачественности и многогранности их проявления и целостности. Дифференциация всегда выступает как форма проявления интеграции, и наоборот, дифференциация и интеграция в развитии знания не сосуществуют друг с другом, а проявляются одна в другой, взаимообусловливая, взаимопредполагая и одновременно отрицая друг друга. Так в своем единстве они отражают сложность, противоречивость, как развития познания, так и складывающуюся в процессе этого развития структуру научного знания [76]. Итак, процессы интеграции проявляются лишь в единстве со своей противоположностью процессами дифференциации. Примером проявления такого единства может служить возникновение комплексных наук на стыке существующих. Постигая более глубокие уровни организации объекта, обнаруживая |
65 стся от возникновения научных конгломератов до выработки общих теорий, т.е. различные уровни целостности требуют соответственных уровней обобщения [144]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень интеграции определяет ее форму. Процессы интеграции и дифференциации соответствуют двум тенденциям человеческого познания; 1) представление мира как единое целое; 2) глубокое постижение закономерностей и качественного своеобразия различных структур и систем. Эти тенденции диалектически обусловлены и дополняют друг друга. Таким образом, раскрыть сущность интеграции в современном знании можно лишь в единстве с прямо противоположным ей процессом дифференциации. Дифференциация, как и интеграция, закономерный, необходимый процесс и важнейшее условие развития знания. В гносеологическом аспекте дифференциация связана с аналитическими тенденциями в познавательном процессе и отражает многообразие сторон и свойств объекта, подлежащего изучению, его специфические особенности и проявления. Дифференциация беспредельна, как беспределен процесс познания объектов, неисчерпаемых в многообразии своих функций и проявлений. Краткий словарь современных терминов и понятий так определяет дифференциацию «разделение, расчленение целого или комплекса на различные (составные) части, формы и ступени» [88, с. 124]. В основе процессов дифференциации науки лежит качественное и количественное многообразие явлений материального мира, форм и законов движения материи, относящихся к разным структурным уровням, возрастание множества качественных состояний материи но мере ее прогрессивного развития [14]. При всей закономерности положительной роли дифференциации в развитии знания, вызванной необходимостью всестороннего познания объектов, она имеет и отрицательные последствия, порождаемые разобщенностью и изоляцией наук, узкой специализацией ученых и специалистов, мешающей 66 постижению объектов во всей многокачественности и многогранности их проявления и целостности. Дифференциация всегда выступает как форма проявления интеграции, и наоборот, дифференциация и интеграция в развитии знания не сосуществуют друг с другом, а проявляются одна в другой, взаимообусловливая, взаимопредполагая и одновременно отрицая друг друга. Так в своем единстве они отражают сложность, противоречивость, как развития познания, так и складывающуюся в процессе этого развития структуру научного знания [84]. Итак, процессы интеграции проявляются лишь в единстве со своей противоположностью —процессами дифференциации. Примером проявления такого единства может служить возникновение комплексных наук на стыке существующих. Постигая более глубокие уровни организации объекта, обнаруживая все новые и новые его свойства и проявления, науки вынуждены все шире использовать информацию смежных с ними наук, используя их методы, идеи и некоторые наиболее эффективные, оправдавшие себя принципы построения теорий, считает Розова С.С. [133]. Таким образом, существуют все основания считать интеграционные процессы важнейшей закономерностью современности. Нарастание тенденции к интеграции обусловливает необходимость коренных изменений в сознании людей, в характере их деятельности, а также в подготовке будущих специалистов. Поскольку, ключевыми момстгами интеграции являются разрозненные элементы, объективные предпосылки их объединения, непосредственно сам процесс объединения и целое как результат интеграции, то именно они должны указывать сущностные признаки рассматриваемого процесса, которые в каждой из областей человеческого знания будут иметь свои характерные особенности. В нашей работе, главным образом, акцент делается на характеристику интеграционных процессов в педагогической теории и практике. Интеграция, |