74 нии знаний разного уровня обобщенности как общее и частное; при переводе понятий в знаковую форму как содержание и форма; при интеграции знаний и способов применения, систематизация отдельных понятий, объединение разобщенных умений в целостную структуру деятельности как часть и целое. 2. Интеграция связана с качественными и количественными преобразованиями взаимодействующих элементов, т.е. это процесс становления целостности. Б.А. Ахлибинский отмечал: «Об интеграции имеет смысл говорить лишь тогда, когда процесс установления связей, взаимодействий и т.д. развивается в сторону образования некоторой целостности со всем тем, что специфично для целостности» [] 1, с.51]. Процесс объединения в целое неизбежно связан с определенными преобразованиями ранее разобщенных элементов. На это указывают те понятия, в кругу которых обычно рассматривается интеграция: синтез, сближение, взаимопроникновение, взаимодополнение и т.п. В этом случае речь идет уже не о простом внешнем суммировании элементов, а об их совмещении, в результате которого возникает целостное, принципиальное иное объединение знаний, умений, структур и видов деятельности. В процессе интеграции происходит постепенно изменение отдельных элементов, они включаются во все больше число связей. Накапливание этих изменений приводит к преобразованиям в структуре, к появлению новых функций у вступивших в связь элементов и в итоге к возникновению новой целостности. При этом инте1ративный процесс, как правило, сопровождается усилением педагогического эффекта. 3. Интегративный процесс имеет свою логико-содержательную основу. М.А. Розов писал, что интегративный процесс «объективно детерминирован взаимопроникновением различных видов материально-производственной и общественно-политической деятельности людей, а в своих наиболее глубоких основаниях материальным единством мира, всеобщей связью, изоморфизмом структуры качественно разнообразных объектов» [57, с. 13]. |
72 исторический позволяет анализировать изменения числа и видов областей знания но мере развития и обогащения человеческой деятельности; личностный основан на создании и анализе учебных ситуаций значимых для человека; социальный базируется на отборе материала с учетом его пригодности в жизнедеятельности для выполнения реальных задач; антропологический строится на изучении биографий общественных и политических деятелей, ученых и исследователей; культурологический основан па устойчивых, характерных для всего общества в целом аспектах жизни, знаний, оценок и отношений [115]. Изученные нами научио-педагогичсскне работы U.C. Антонова [4], B.C. Безруковой [13], С.В. Васильевой [25], В.И. Загвязинского [55], И.Л. Колесниковой [73], Е.Я. Римской [131], Ю.С. Тюнникова [157] и др., касающиеся вопросов интеграции в образовании, позволяют сделать вывод о том, что изменения в содержании учебных дисциплин или в процессе общения, можно отнести к интегративным, если им присущи определенные признаки: 1. Интеграция строится как взаимодействие разнородных, ранее разобщенных элементов. Первое, что обнаруживается в интеграции взаимодействие в чем-то отличных друг от друга частей, фрагментов, сторон и т.н. Только наличие разнородных элементов делает возможным зарождение качественно новых состояний. Данный признак отражает главное противоречие интегративного процесса, определяющее его развитие. В разных формах разнородности это противоречие может проявляться различно: при взаимодействии разнопредметных знаний как комплексность и некомплексность; при объединении знаний разного уровня обобщенности как общее и частное; при переводе понятий в знаковую форму как содержание и форма; при интеграции знаний и способов применения, при систематизации отдельных понятий, объединении разобщенных умений в целостную структуру деятельности как часть и целое. 73 2. Интеграция связана с качественными и количественными преобразованиями взаимодействующих элементов, т.с. это процесс становления целостностьI. Б.Л. Ахлибинский отмечал: «Об интеграции имеет смысл говорить лишь тогда, когда процесс установления связей, взаимодействий и т.д. развивается в сторону образования некоторой целостности со всем тем, что специфично для целостности» [11, с.51]. Процесс объединения в целое неизбежно связан с определенными преобразованиями ранее разобщенных элементов. На это указывают тс понятия, в кругу которых обычно рассматривается интеграция: синтез, сближение, взаимопроникновение, взаимодополнение и т.п. В этом случае речь идет уже не о простом внешнем суммировании элементов, а об их совмещении, в результате которого возникает целостное, принципиальное иное объединение знаний, умений, структур и видов деятельности. В процессе интеграции происходит постепенно изменение отдельных элементов, они включаются во все большее число связей. Накапливание этих изменений приводит к преобразованиям в структуре, к появлению новых функций у вступивших в связь элементов и в итоге —к возникновению новой целостности. При этом интегративный процесс, как правило, сопровождается усилением педагогического эффекта. 3. Интегративный процесс имеет свою логико-содержательную основу. М.А. Розов писал, что интегративный процесс «объективно детерминирован взаимопроникновением различных видов материально-производственной и общественно-политической деятельности людей, а в своих наиболее глубоких основаниях материальным единством мира, всеобщей связью, изоморфизмом структуры качественно разнообразных объектов» [62, с. 13]. В работах современных философов показано, что построение интеграции, прежде всего, означает определение единого основания для объединения разнородных элементов знания, поиск и обоснование критериев единства различных множеств. Как отмечает С.А. Сергеенок, «предмет исследования |