75 В работах современных философов показано, что построение интеграции, прежде всего, означает определение единого основания для объединения разнородных элементов знания, поиск и обоснование критериев единства различных множеств. Как отмечает С.А. Сергеенок, «предмет исследования любой синтетической науки всегда представляет собой такую структуру, которая включает в себя элементы и отношения общие для предметов нескольких научных дисциплин» [131, с. 76]. Основа интеграции может определяться общими идеями, средствами, приемами исследования окружающей действительности, сближением различных культур, общностью структур различных видов деятельности, общностью признаков и свойств различных объектов. По мнению С.Ю. Тюнникова, в педагогике следует говорить о логикосодержательной основе интегративного процесса, т.е. о такой основе, которая существенным образом определяет его логику и содержание. Это, в определенном смысле, программа, ориентирующая на то, что должно воспроизводиться в учебно-воспитательном процессе и в каком соответствии с теми реальными процессами, которые объективно детерминируют создание той или иной дидактической целостности [145]. 4. Интегративный процесс имеет собственную структуру. Обычно инт гративный процесс обладает свойством делимости и в нем можно выделить относительные и вместе с тем соподчиненные между собой этапы, прохождение которых порождает качественные и количественные сдвиги в содержании (уплотнение или укрупнение знаний, концентрация различных способов действия и т.д.). Структура интегративного процесса отождествляется с логикой развертывания целостности, согласованность интегрируемого содержания с этапами его реализации. Наличие такой структуры означает определенную стабильность и воспроизводимость интегративного процесса. Таким образом, при изучении интегративных процессов, необходимо рассматривать разнородные элементы в их |
73 2. Интеграция связана с качественными и количественными преобразованиями взаимодействующих элементов, т.с. это процесс становления целостностьI. Б.Л. Ахлибинский отмечал: «Об интеграции имеет смысл говорить лишь тогда, когда процесс установления связей, взаимодействий и т.д. развивается в сторону образования некоторой целостности со всем тем, что специфично для целостности» [11, с.51]. Процесс объединения в целое неизбежно связан с определенными преобразованиями ранее разобщенных элементов. На это указывают тс понятия, в кругу которых обычно рассматривается интеграция: синтез, сближение, взаимопроникновение, взаимодополнение и т.п. В этом случае речь идет уже не о простом внешнем суммировании элементов, а об их совмещении, в результате которого возникает целостное, принципиальное иное объединение знаний, умений, структур и видов деятельности. В процессе интеграции происходит постепенно изменение отдельных элементов, они включаются во все большее число связей. Накапливание этих изменений приводит к преобразованиям в структуре, к появлению новых функций у вступивших в связь элементов и в итоге —к возникновению новой целостности. При этом интегративный процесс, как правило, сопровождается усилением педагогического эффекта. 3. Интегративный процесс имеет свою логико-содержательную основу. М.А. Розов писал, что интегративный процесс «объективно детерминирован взаимопроникновением различных видов материально-производственной и общественно-политической деятельности людей, а в своих наиболее глубоких основаниях материальным единством мира, всеобщей связью, изоморфизмом структуры качественно разнообразных объектов» [62, с. 13]. В работах современных философов показано, что построение интеграции, прежде всего, означает определение единого основания для объединения разнородных элементов знания, поиск и обоснование критериев единства различных множеств. Как отмечает С.А. Сергеенок, «предмет исследования 74 любой синтетической пауки всегда представляет собой такую структуру, которая включает в себя элементы и отношения общие для предметов нескольких научных дисциплин» [141, с. 76]. Основа интеграции может определяться общими идеями, средствами, приемами исследования окружающей действительности, сближением различных культур, общностью структур различных видов деятельности, общностью признаков и свойств различных объектов. По мнению СЛО. Тюнникова, в педагогике следует говорить о логикосодержательной основе интегративного процесса, т.е. о такой основе, которая существенным образом определяет его логику и содержание. Это, в определенном смысле, программа, ориентирующая на то, что должно воспроизводиться в учебно-воспитательном процессе и в каком соответствии с теми реальными процессами, которые объективно детерминируют создание той или иной дидактической целостности [157]. 4. I1итеграпшвныи процесс имеет собственную структуру. Обычно интегративный процесс обладает свойством делимости и в нем можно выделить относительные и вместе с тем соподчиненные между собой этапы, прохождение которых порождает качественные и количественные сдвиги в содержании (уплотнение или укрупнение знаний, концентрация различных способов действия и т.д.). Структура интегративного процесса отождествляется с логикой развертывания целостности, согласованность интегрируемого содержания с этапами его реализации. Наличие такой структуры означает определенную стабильность и воспроизводимость интегративного процесса. Таким образом, при изучении интегративных процессов, необходимо рассматривать разнородные элементы в их взаимосвязи и определить структурную сложность, расчлененность самого процесса, последовательность перехода от одного этапа к другому. |