общественной системы важно осознать мотивацию усилий молодежи как наиболее активной части общества. Молодежь включается в трудовую деятельность, воспринимая ценность труда лишь как средство достижения личного блага или не считая труд какой-либо ценностью вообще. Идет смещение от ценностнорационального к целерациональному трудовому поведению новых молодых поколений. В тенденции динамика общественного сознания в России конца XX века такова: от ценности труда «на благо общества», от содержания труда, самореализации в нем к доминированию материальных результатов труда в виде зарплаты и различных льгот. Нельзя однозначно расценивать сложившуюся тенденцию как социальную инновацию в массовом сознании молодого поколения по сравнению с отношением к труду поколения старшего. По-видимому, существовали объективные предпосылки целерационального трудового поведения и в условиях декларирования ценности труда на благо общества. Прежде всего, это связано с необходимостью распределительных отношений в любом обществе. Но спецификой современного российского общества является то, что отношение к труду различных поколений обозначилось не как экономическая проблема, а как социально-нравственная, ответственность за которую взяла система образования. Воспроизводство смыслов трудовой деятельности напрямую связано у российской молодежи с мотивами получения профессионального образования. Формирование застойной бедности, как, впрочем, и закрытие каналов для вертикальной социальной мобильности молодежи, стало в России свершившимся фактом. Идет закрепление благополучного положения одних и ухудшение и без того плохого положения других. Достаточно сказать, что 57,0% тех молодых людей, кто оценивает свое положение как благополучное, смогли улучшить его за 2005 год, и 51,0% — ждут его дальнейшего улучшения в 2006году. С другой стороны, у 44,5% тех, кто оценил свое 118 |
172 *> Ш г » 14,5 часа в неделю в возрасте до 29 лет против 11,9 часов дополнительно работающих в возрасте 50 лет и старше [300]. Отчасти это обусловливается возрастными особенностями молодежи. Но также, по-видимому, и пониманием того, что традиционная занятость сегодня является предметом социальной конкуренции. Старшее поколение стремится ее сохранить посредством накопленной инерции, молодое получить посредством индивидуальной активности. В российском обществе идет борьба между традициями и инновациями, между содержанием и формами трудовой деятельности различных поколений, их инерционностью и субъектностыо. Для сохранения целостности общественной системы важно осознать мотивацию усилий молодежи как наиболее активной части общества. Молодежь включается в трудовую деятельность, воспринимая ценность труда лишь как средство достижения личного блага или не считая труд какой-либо ценностью вообще. Идет смещение от ценностнорационального к целерациональному трудовому поведению новых молодых поколений. В тенденции динамика общественного сознания в России конца XX века такова: от ценности труда «на благо общества», от содержания труда, самореализации в нем к доминированию материальных результатов труда в виде зарплаты и различных льгот. Нельзя однозначно расценивать сложившуюся тенденцию как социальную инновацию в массовом сознании молодого поколения по сравнению с отношением к труду поколения старшего. По-видимому, существовали объективные предпосылки целерационального трудового поведения и в условиях декларирования ценности труда на благо общества. Прежде всего это связано с необходимостью распределительных отношений в любом обществе. Но спецификой современного российского общества является то, что отношение к труду различных поколений обозначилось не как экономическая проблема, а как социально-нравственная, ответственность за которую взяла система образования. Воспроизводство смыслов трудовой деятельносги напрямую связано у российской молодежи с мотивами получения профессионального образования. ► |