Проверяемый текст
Кошель Виктор Васильевич. Образ жизни людей в поселениях с сезонной организацией жизнедеятельности (Диссертация 2004)
[стр. 12]

Образ жизни — это составная часть общественно-экономического уклада, его отражение в социально-политической и духовной сферах жизни.
Образ жизни это типичные формы жизнедеятельности людей, условия их труда и быта.
Образ жизни это определенный тип самоутверждения, самореализации отдельной личности, социальной группы, класса.
Образ жизни — это совокупность различных форм повседневного поведения личности и группы.
Образ жизни это характер человеческих взаимоотношений; тип и уровень развития способностей человека в качестве общественного индивида.
Образ жизни это устойчивые формы и способы поведения, «устойчивый способ жизнедеятельности человека, направленный на развитие и реализацию его потребностей»1.

Недостаток определений тех лет заключается в стремлении описать образ жизни путем выделения отдельных сторон, граней, характеристик
типичного для данного общества «идеального» образа жизни.
Такие попытки правомерны, если исходить из концепции социальной однородности общества.
Но в свете новой исследовательской парадигмы, основывающейся
на неизбежности социального неравенства, такое определение концепта «образ жизни» неприемлемо.

Возможно предложить рассмотреть образ жизни через совокупность видов социальной активности различных социальных субъектов, как это делает Р.В.
Рывкина2.
Но при таком подходе следует учесть различную степень развитости элементов жизнедеятельности этих субъектов, различную степень свободы выбора сферы активности различными социальными субъектами, а также их различную психологическую мотивацию и субъективное отношение к своим функциям.
Такой подход представляется нам более
оптималь1 Парыгин Б.
Д.
Советский образ жизни и социально-психологические проблемы формирования личности.
К., 1975.-С.
4.

Рывкина Р.В.
Образ жизни населения России: социальные последствия реформ 90-х годов // Социологические исследования.
2001.
№ 4.
С.32-39.

12
[стр. 15]

Тогда же в 70-е годы была проведена основная работа по прояснению содержания и границ новой категории.
В ходе многочисленных научных дискуссий делались попытки определить «образ жизни».
Итог дискуссий того периода можно подвести следующим образом: Образ жизни —это составная часть общественно-экономического уклада, его отражение в социально-политической и духовной сферах жизни.
Образ жизни это типичные формы жизнедеятельности людей, условия их труда и быта.
Образ жизни —это определенный тип самоутверждения, самореализации отдельной личности, социальной группы, класса.
Образ жизни это совокупность различных форм повседневного поведения личности и группы.
Образ жизни это характер человеческих взаимоотношений; тип и уровень развития способностей человека в качестве общественного индивида.
Образ жизни это устойчивые формы и способы поведения, «устойчивый способ жизнедеятельности человека, направленный на развитие и реализацию его потребностей» .

Недостаток определений тех лет заключается в стремлении описать образ жизни путем выделения отдельных сторон, граней, характеристик тиГ пичного для данного общества «идеального» образа жизни.
Такие попытки правомерны, если исходить из концепции социальной однородности общества.
Но в свете новой исследовательской парадигмы, основывающейся на неизбежности социального неравенства, такое определение концепта «образ жизни» неприемлемо.
]
Парыгин Б.
Д.
Советский образ жизни и социально-психологические проблемы формирования личности.
К., 1975.
С.
4.


[стр.,16]

Возможно предложить рассмотреть образ жизни через совокупность видов социальной активности различных социальных субъектов, как это делает Р.В.
Рывкина2.
Но при таком подходе следует учесть различную степень развитости элементов жизнедеятельности этих субъектов, различную степень свободы выбора сферы активности различными социальными субъектами, а также их различную психологическую мотивацию и субъективное отношение к своим функциям.-Такой подход представляется нам более
оптимальным, но следует учесть трудности с которыми мы столкнемся при его использовании.
Во-первых, выявленные таким образом элементы характеризуют образ жизни довольно полно, но не исчерпывают его содержание.
Вовторых, такой подход превращает сложное по своей структуре и составу социальное явление в механический конгломерат «срезов» общества под разд личным углом.
Таким образом, исследования образа жизни на основе данного подхода грешат простой описательностью.
и Близок поэлементному описанию образа жизни и так называемый «сферный» подход.
Он основан на описании наиболее важных сфер человеческой активности: труда и досуга, семьи и быта, общественно-политической жизни.
Легко обнаружить недостатки и этого подхода: та же описательность вместо глубокого анализа, изолированное рассмотрение сфер человеческой активности, пренебрежение интегративной сущностью исследуемой категории.
Таким образом, проблема определения категории образа жизни, на наш взгляд, упирается в выбор четкой концептуальной схемы, позволяющей создать целостную, эмпирически верифицируемую концепцию образа жизни.
Новый подход к изучению образа жизни должен рассматривать человека как 2 Рывкина Р.В.
Образ жизни населения России: социальные последствия реформ 90-х годов // Социологические исследования.
2001.
№ 4.
С.32-39.


[стр.,32]

мосвязи экономической, социально-политической, семейно-бытовой, духовной сфер общественной жизни, социального и индивидуального, общественного и личного, объективного и субъективного.
щ Таким образом, научный подход предлагает анализ, как образа жизни групповых субъектов, так и рассмотрение особенностей индивидуального образа жизни.
Личностный подход отражает специфику образа жизни посредством понятия типа личности и стиля ее жизни, а групповой позволяет рассматривать структурирование образа жизни на уровне той или иной социальной общности.
Между этими подходами нет неразрешимого противоречия, т.к.
личность входит в различные социальные общности.
Поэтому в каш честве методологии исследования можно предложить анализ на уровне исследования микросред человека.
Так, возможно проводить анализ формирования образа жизни на уровне семьи, корпорации, частной фирмы, преступной группировки и т.д.
Интересным, на наш взгляд может стать изучение образа жизни на уровне локальных территориальных сообществ.
* Щ Особо следует подчеркнуть, что концептуальная модель образа жизни способна выступить в роли синтезирующего фактора теории и практики со-# циального реформирования, поскольку на ее основе можно вывести как систему социальных индикаторов результативности реформ, так и обосноватья выбор направлений реформ.
Резюме в 1.
Анализ понятия «образ жизни» и его роли в исследовании общества показал недостаточность выделения отдельных сторон, граней, характери-т щ стик типичного для данного общества «идеального» образа жизни.
Такие попытки правомерны, если исходить из концепции социальной однородности общества.
Но в свете новой исследовательской парадигмы, основывающейся

[Back]