Проверяемый текст
Котельникова Наталья Вадимовна. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России (Диссертация 2003)
[стр. 130]

во-первых, позитивный характер, а во-вторых, не всегда ясна их глубина и значимость, как для самой молодежи, так и для общества в целом.
Чтобы получить общее представление об этих нововведениях, мы предприняли попытку проанализировать те изменения, которые произошли в существовавших ранее в молодежной среде видах досуговой деятельности, а также рассмотреть те из них, которые появляются и получают распространение в последнее время.
При этом общая логика анализа существовавших ранее видов досуговой деятельности будет проходить по линии «старая форма новое содержание».
Кроме того, мы рассмотрим такие
виды досуговых практик, которые еще 10-15 лет назад не входили в структуру досуга молодежи.
Это поможет увидеть масштабы происходящих в этой сфере изменений.
Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов досуговой деятельности, необходимо сказать об общих тенденциях в структуре и содержании молодежного досуга.
Анализ досуговой занятости молодежи позволяет сделать вывод о том, что в структуре ее культурных потребностей происходят значительные изменения, при которых к центру перемещаются многие ценности, бывшие ранее на периферии.
Так, наряду с обеднением культурных потребностей прослеживается тенденция к прагматизму, приоритет же нравственных ценностей, познания, творческой деятельности утрачен.
Исследования, изучающие ценностные ориентации молодежи, говорят о том, что творчество как ценность у молодых респондентов относится к числу «аутсайдерских»137.

Об этом свидетельствуют и проводимые на протяжении многих лет А.Л.
Маршаком и другими учеными социологические исследования, эмпирическим путем установившие наиболее частые виды досуговой деятельности молодежи, дающие основания для определения динамики происходящих изменений.
Как показывают результаты, в системе досуговой деятельности молодежи превалируют формы, которые направлены не на
137 Соколов А.В., Щербакова И.О.
Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социологические исследования, 2003.
ОД.
С.
126.
130
[стр. 75]

75 То, что в сфере молодежного досуга произошли значительные перемены, не вызывает сомнения.
Появляются новые формы досуговой деятельности, меняется характер и содержание форм, существовавших ранее.
Сегодня становится все более очевидным, что современные виды молодежной досуговой деятельности обладают особенностями, заметно отличающими их от традиционных видов.
В целом, обращение к понятию «традиция» обусловлено рассмотрением инновационных процессов в сфере молодежного досуга.
При этом под досуговыми инновациями мы понимаем такие явления этой сферы жизнедеятельности, которых не было на предыдущей стадии развития общества, но которые появились на данной стадии и нашли свое проявление либо в абсолютно новых формах досуговой деятельности, либо в трансформациях существовавших ранее форм, а также в условиях и последствиях этих изменений.
Как отмечает И.В.
Носова, несмотря на консервативность традиций при их передаче от поколения к поколению всегда имеются неограниченные возможности для маневрирования их содержанием.
Это проявляется в изъятии некоторой части устаревших элементов или пополнении указанного наследия новыми материалами, более соответствующими сложившимся условиям [199, С.101-102].
Таким образом, невозможно отрицать естественности изменений в досуговом пространстве молодежи, обусловленных закономерными процессами.
Вместе с тем имеющие место трансформации не всегда носят, вопервых, позитивный характер, а во-вторых, не всегда ясна их глубина и значимость, как для самой молодежи, так и для общества в целом.
Чтобы получить общее представление об этих нововведениях, мы предприняли попытку проанализировать те изменения, которые произошли в существовавших ранее в молодежной среде видах досуговой деятельности, а также рассмотреть те из них, которые появляются и получают распространение в последнее время.
При этом общая логика анализа существовавших ранее видов досуговой деятельности будет проходить по линии «старая форма новое содержание».
Кроме того, мы рассмотрим такие


[стр.,76]

76 виды досуговых практик, которые еще 10-15 лет назад не входили в структуру досуга молодежи.
Это поможет увидеть масштабы происходящих в этой сфере изменений.
Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов досуговой деятельности, необходимо сказать об общих тенденциях в структуре и содержании молодежного досуга.
Анализ досуговой занятости молодежи позволяет сделать вывод о том, что в структуре ее культурных потребностей происходят значительные изменения, при которых к центру перемещаются многие ценности, бывшие ранее на периферии.
Так, наряду с обеднением культурных потребностей прослеживается тенденция к прагматизму, приоритет же нравственных ценностей, познания, творческой деятельности утрачен.
Исследования, изучающие ценностные ориентации молодежи, говорят о том, что творчество как ценность у молодых респондентов относится к числу «аутсайдерских»
[251, С.
126].
Об этом свидетельствуют и проводимые на протяжении многих лет А.Л.
Маршаком и другими учеными социологические исследования, эмпирическим путем установившие наиболее частые виды досуговой деятельности молодежи, дающие основания для определения динамики происходящих изменений.
Как показывают результаты, в системе досуговой деятельности молодежи превалируют формы, которые направлены не на
творческое и духовное развитие, а на отдых, развлечения, рекреацию, причем не требующие больших материальных затрат (пассивный отдых, просмотр телепередач, слушание радио и т.п.) [166, С.96].
Именно поиск удовольствия и развлечения считают Т.Г Киселева и Ю.Д Красильников одной из фундаментальных характеристик досуга в современном обществе [116, С.46].
Эти выводы подтверждаются результатами и других исследований [43, С.
142; 258, С.92; 286, С.337].
Такие же данные о досуге приводят Е.А.
Скриптунова и А.А.
Морозов, подтверждающие, что основная масса современной молодежи предпочитает развлечения, чаще пассивные, реже активные, и только незначительная часть опрошенных посвящает свободное время образованию, познанию и саморазвитию [268, С.
108].

[Back]