общения. Можно говорить о том, что Интернет, выступая особым социальным пространством, является той сферой, где трансформируются традиционные формы социальных отношений, а общение как вид досуговой занятости становится возможным не в традиционном виде непосредственной коммуникации, а приобретает черты, определяемые новым средством -Интернетом. Однако для абсолютного большинства общение в виртуальном пространстве не заменяет отношений в физическом пространстве, что подтверждают данные исследований, фиксирующие не снижающуюся потребность в непосредственном общении с друзьями, несмотря на увеличение числа увлекающихся компьютером и Интернетом150. То есть непосредственное общение не вытесняется виртуальным, а скорее увеличивает пространство для него, привлекая теми самыми особенностями, о которых мы говорили выше (анонимность, широта охвата). В Сети человек может быть таким, каким он хочет казаться, но не является на самом деле. Нельзя отрицать, что в определенной степени такие возможности содержат позитивную составляющую, но есть и очень важная негативная сторона, сильно влияющая на молодого человека: уход от реальности удовлетворение своих потребностей в «другой» реальности, поиск себя в другом мире, не там, где приходится жить на самом деле. Наряду с общением в сети Интернет, одним из распространенных увлечений молодежи, связанных с компьютером, являются игры. Если в начале 80-х гг. массовое распространение получили видеоигры151, то в настоящее время чрезвычайно широкое распространение получили компьютерные игры (именно они занимают верхнюю строку рейтинговой таблицы частоты посещения сайтов в нашей стране), ставшие, как и в целом Интернет, отмечают ученые, одним из элементов образа жизни, прежде всего, детей и молодежи152. 150 Там же. 151 Кузнецов М.М. Виртуальная реальность техногенный артефакт или сетевой феномен. С.62-90Л Виртуалитика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. М.: Прогресс-Традиция. 2004. 152 Носов А.А. Виртуальная реальность // Вопросы философии. 1999. № 10. 135 |
80 средствах массовой информации меняет образ мыслей и взглядов, определяет социально-культурную жизнь человека. Прежде всего развитие всемирной сети означает появление новой коммуникационной среды для межличностного и внутригруппового общения. Можно говорить о том, что Интернет, выступая особым социальным пространством, является той сферой, где трансформируются традиционные формы социальных отношений, а общение как вид досуговой занятости становится возможным не в традиционном виде непосредственной коммуникации, а приобретает черты, определяемые новым средством — Интернетом. Отмечая отличие традиционного общения от сетевого, Ю.С. Колесников характеризует последнее «бестелесностью и анонимностью партнеров в процессе коммуникации» [232, С.213-214]. По результатам собственных исследований Е.В. Якушина формулирует выводы о привлекательности анонимного общения для молодежи. Автор говорит о том, что определенную часть подростков в пользовании Интернетом привлекает возможность общаться от имени разных лиц, регистрируя в Сети вымышленные фамилии и адреса [352, С.55]. Однако для абсолютного большинства общение в виртуальном пространстве не заменяет отношений в физическом пространстве, что подтверждают данные исследований, фиксирующие не снижающуюся потребность в непосредственном общении с друзьями, несмотря на увеличение числа увлекающихся компьютером и Интернетом [253, С.40; 268, С. 108]. То есть непосредственное общение не вытесняется виртуальным, а скорее увеличивает пространство для него, привлекая теми самыми особенностями, о которых мы говорили выше (анонимность, широта охвата и пр.). В Сети человек может быть таким, каким он хочет казаться, но не является на самом деле. Нельзя отрицать, что в определенной степени такие возможности содержат позитивную составляющую, но есть и очень важная негативная сторона, сильно влияющая на молодого человека: уход от реальности удовлетворение своих потребностей в «другой» реальности, поиск себя в другом мире, не там, где приходится жить на самом деле. Как справедливо отмечает Е. Викентьева, «компьютер съедает реальную жизнь, подменяя ее виртуальной» [38, С.З]. Н. Климонтович в качестве причины популярности Интернета в молодежной среде рассматривает полную свободу, которая, как отмечает автор, иногда даже простых хулиганов может превратить в террористов, поскольку поведение в Сети обратимо и безответственно [119, С. 16; 120, С.4445]. Е.В. Якушина в числе таких причин отмечает многообразие информационных ресурсов: от развлечений до бизнеса [352, С.56]. Не вызывает сомнения, что обе точки зрения верны, поэтому являются взаимодополняющими для объяснения, почему молодежь увлекается Интернетом. Наряду с общением в сети Интернет, одним из распространенных увлечений молодежи, связанных с компьютером, являются игры. Если в начале 80-х гг. массовое распространение получили видеоигры [30, С.57], то в настоящее время чрезвычайно широкое распространение получили компьютерные игры (именно они занимают верхнюю строку рейтинговой таблицы частоты посещения сайтов в нашей стране1), ставшие, как и в целом Интернет, отмечают ученые, одним из элементов образа жизни, прежде всего, детей и молодежи [56, С.44; 119, С.45; 137, С.208]. Однако психологи говорят о пагубном влиянии на психику человека чрезмерного увлечения «киберпространством». Согласно опросу, проведенному под руководством профессора Д. Гринфилда, было обнаружено, что почти 6% пользователей сети, то есть более 11 млн. человек, страдают «наркотической» Интернет-зависимостью [139, С. 12]. Что касается собственно игр, то их негативное влияние, скорее всего, относится к тем из них, которые отрицательно воздействуют на психику и сознание увлеченного их содержанием молодого человека (игры, цель которых заключается в постоянном преследовании жертвы, уничтожении 1 20 апреля 2003 г., 1-ый канал, передача «Дибров-party». |