(американской) культуры. К тому же преобладающее большинство фильмов зарубежные киноленты (эротические, полицейские, боевики), преследующие прежде всего развлекательную цель и воспринимаемые молодыми зрителями как возможность отдыха и рекреации. Поэтому кинематограф не может выполнять свои важнейшие воспитательные задачи, в особенности, когда в погоне за прибыльностью, репертуар проката заполняется кинематографическим «ширпотребом». Суть кинематографического кризиса выразилась в том, что система российских кинотеатров, насчитывающая более двух тысяч, превратилась в волышцу «арендных площадей», которые сегодня используются для чего угодно, но только не по назначению: для торговли мебелью и автомобилями, служат залами казино и игральных автоматов. Несмотря на спад посещаемости, молодежь продолжает ходить в кино. Это объясняется тем, что репертуар кинотеатров направлен прежде всего на молодежь: герои, тематика и жанры фильмов, динамизм сюжетов все рассчитано на особенности молодежного возраста, его эмоционально-чувственное отношение и стремление к развлекательности159. Но нельзя забывать о том, что средствами кино можно не только развлекать молодежь, но и формировать ее культуру. Процесс сокращения и «омоложения» киноаудитории начался давно, но до середины 80-х годов определялся в основном общесоциальными причинами, среди которых решающее значение имели распространение телевидения и «одомашнивание» досуга. На рубеже 80-90-х годов наряду с данными факторами, влияние которых не только не угасло, но и усилилось в условиях всеобъемлющего кризиса, остро дали себя знать глубокие перемены в самом кино. В их числе: изменение структуры и характера кинорепертуара, рост цен на билеты, ухудшающееся качество обслуживания и криминогенная обстановка в кинотеатрах. Однако, из всех факторов 159 Левнкова С.И. Молодежная субкультура: Учебное пособие. М.: ФАИР ПРЕСС, 2004. 144 |
92 средств формирования духовного мира молодежи, приобщения ее к той или иной культуре, к тем ценностям, которые пропагандируются с экрана. В настоящее время отечественная кинематография переживает кризис. Поворот к свободному предпринимательству, реформирование киноиндустрии вызвали разрушительные тенденции, угрожающие самому существованию российского кинематографа. После того, как российский кинематограф оказался в стихии рынка, репертуар российских кинотеатров стал формироваться в основном за счет зарубежной кинопродукции, и, прежде всего, американской. В условиях кинематографического кризиса российское киноискусство оказалось беззащитным перед лицом конкуренции со стороны зарубежной кинои видеопродукции. Американские и западноевропейские фильмы стали каналами широкого проникновения в российское общество, его социокультурную среду «инородных» культурных ценностей. Это явилось одной из причин изменения привычного ценностного содержания, вытеснения прежних ценностей идеологизированной советской культуры ценностями западной (американской) культуры. К тому же преобладающее большинство фильмов зарубежные киноленты (эротические, полицейские, боевики), преследующие прежде всего развлекательную цель и воспринимаемые молодыми зрителями как возможность отдыха и рекреации. Поэтому кинематограф не может выполнять свои важнейшие воспитательные задачи, в особенности, когда в погоне за прибыльностью, репертуар проката заполняется кинематографическим «ширпотребом». Суть кинематографического кризиса выразилась в том, что система российских кинотеатров, насчитывающая более двух тысяч, превратилась в вольницу «арендных площадей», которые сегодня используются для чего угодно, но только не по назначению: для торговли мебелью и автомобилями, служат залами казино и игральных автоматов. Так, в г. Краснодаре на арендуемых площадях кинотеатров размещаются: в кинотеатре (к/т) «Горизонт» ТВ «Акцент», кафе, дискотека «Капитал», компьютерные курсы и курсы продавцов; в к/т «Аврора» дискотека, кафе-пиццерия, зал игровых автоматов; в к/т «Северный» фотоцентр, офис эмиграционной службы, торговля мебелью; в к/т «Болгария» кафе, зал игровых автоматов, выставка экзотических животных. И подобных примеров можно привести немало. Подавляющее большинство собственно кинозалов находится в крайне убогом состоянии с точки зрения технического оборудования и социального комфорта. Это является еще одной причиной, по которой резко снизилась посещаемость кинотеатров. Несмотря на спад посещаемости, молодежь продолжает ходить в кино. Это объясняется тем, что репертуар кинотеатров направлен прежде всего на молодежь: герои, тематика и жанры фильмов, динамизм сюжетов все рассчитано на особенности молодежного возраста, его эмоциональночувственное отношение и стремление к развлекательности [175, С.136]. Но нельзя забывать о том, что средствами кино можно не только развлекать молодежь, но и формировать ее культуру. Процесс сокращения и «омоложения» киноаудитории начался давно, но до середины 80-х годов определялся в основном общесоциальными причинами, среди которых решающее значение имели распространение телевидения и «одомашнивание» досуга. На рубеже 80-90-х годов наряду с данными факторами, влияние которых не только не угасло, но и усилилось в условиях всеобъемлющего кризиса, остро дали себя знать глубокие перемены в самом кино. В их числе: изменение структуры и характера кинорепертуара, рост цен на билеты, ухудшающееся качество обслуживания и криминогенная обстановка в кинотеатрах. Однако, из всех факторов наиболее заметное влияние на поведение зрителей оказала репертуарная политика [177, С. 142]. Сегодня, несмотря на все сопротивление Союза кинематографистов, Указом президента РФ (май 2000 г.) кинематограф введен в структуру Министерства культуры РФ, поэтому он вновь может быть успешно «похоронен» под слоем множества других проблем Министерства культуры. В сложившейся ситуации остается все меньше шансов на возрождение отечественного кино, которое в национальных, а не западноевропейских и американских традициях способно воспитать молодое поколение, привить российской молодежи подлинные художественные вкусы и интересы. |