Проверяемый текст
Кошель Виктор Васильевич. Образ жизни людей в поселениях с сезонной организацией жизнедеятельности (Диссертация 2004)
[стр. 16]

экономическими условиями, субъективные моменты выбора определяют его поливариантность.
Поливариантность создается различиями в процессе осознания потребностей как актуального противоречия социального субъекта к действительности.
Степень адекватности осознания потребностей на личностном уровне обусловлена состоянием сознания социального субъекта и закрепляется личным индивидуальным интересом.
Только так можно объяснить тот факт, что у людей, чья деятельность близка по содержанию, внутренние детерминанты, нравственная направленность образа жизни могут значительно различаться.

Учитывая изложенные выше основания, полагаем, что кроме структурных элементов категории «деятельность» социологический анализ образа жизни должен включать субъективные состояния людей, их концепцию жизни, систему ценностных ориентаций, жизненные принципы, идеалы и цели, представления о счастье, смысле жизни и т.
п.

i
Как йишет А.А.
Возьмитель, «образ жизни это система типических форм повседневной жизнедеятельности людей, формирующаяся в определенных конкретно-исторических макрои микроусловиях, обладающая
внутренним единством в силу целостной природы субъектов деятельности, разделяемых ими ценностей, социальных установок и ориентации (концепции жизни)»7.
Из этого определения вытекает, что предметом исследования образа жизни выступают: (1) типичные формы многообразной повседневной жизнедеятельности людей; (2) способы самоорганизации жизни в конкретных социальных условиях и в соответствии с ценностными ориентирами.
Научный язык предлагает целый ряд понятий близких по значению понятию «образ жизни» и нередко употребляемых как синонимы: «уровень жизни», «стиль жизни», «качество жизни», «уклад жизни».
Только
рассмот7 Возьмитель А.А.
Образ жизни: от старого подхода к новому // Социально-политические науки.
1991.
№1.
С.89.

16
[стр. 19]

недеятельности.
В этой категории в единстве объективного и субъективного должна отразиться направленность и конкретное содержание образа жизни.
В этом ключе интересен подход к потребностям как внутренней детерминанте образа жизни, сформулированный в работах Т.А.
Марченко.
Основой подхода выступает определение потребности как специфического субъект-объктного противоречия, разрешаемого и воспроизводимого в деятельности.
На основе анализа различных жизненных ситуаций, а также данных конкретно-социологических исследований Т.А.
Марченко делает вывод о неправомерности установления взаимнооднозначного соответствия между потребностями и деятельностью на индивидуальном и групповом уровнях.
Последовательно развивая этот вывод, она сумела доказать, что отождествФ ление содержания той или иной потребности с результатами основных видов деятельности, то есть по предмету потребления, также неправомерно .
Объясняет автор это тем, что связь между потребностью и деятельностью в со* временном обществе опосредована рядом звеньев, которые представляют собой различные моменты целеполагания.
И хотя сознательный выбор в значительной степени детерминирован социально-экономическими условиями, субъективные моменты выбора определяют его поливариантность.
Поливариантность создается различиями в процессе осознания потребностей как актуального противоречия социального субъекта к действитель-* ности.
Степень адекватности осознания потребностей на личностном уровне обусловлена состоянием сознания социального субъекта и закрепляется личным индивидуальным интересом.
Только так можно объяснить тот факт, что у людей, чья деятельность близка по содержанию, внутренние детерминанты, нравственная направленность образа жизни могут значительно разли-*
Марченко Т.А.
Потребности как внутренняя детерминанта-образа жизни.
Ростов-наДону, 1993.
С.23.


[стр.,20]

чаться.
Учитывая изложенные выше основания, полагаем, что кроме структурных элементов категории «деятельность» социологический анализ образа жизни должен включать субъективные состояния людей, их концепцию жизни, систему ценностных ориентаций, жизненные принципы, идеалы и цели, представления о счастье, смысле жизни и т.
п.

Как пишет А.А.
Возьмитель, «образ жизни —это система типических форм повседневной жизнедеятельности людей, формирующаяся в определенных конкретно-исторических макрои микроусловиях, обладающая
h внутренним единством в силу целостной природы субъектов деятельности, разделяемых ими ценностей, социальных установок и ориентации (концепции жизни)»7.
Из этого определения вытекает, что предметом исследования образа жизни выступают: (1) типичные формы многообразной повседневной жизнедеятельности людей; (2) способы самоорганизации жизни в конкретных социальных условиях и в соответствии с ценностными ориентирами.
Научный язык предлагает целый ряд понятий близких по значению понятию «образ жизни» и нередко употребляемых как синонимы: «уровень жизни», «стиль жизни», «качество жизни», «уклад жизни».
Только
рассмотрев значение понятий и соотношение их с образом жизни можно прояснить содержание последнего.
Каждое из этих понятий, будучи близкими по содержанию, раскрывает собственные смысловые аспекты.
Например, категория «уклад жизни», наиболее популярная в работах марксизма-ленинизма, связана с социальноэкономической характеристикой элементов общественного хозяйства, ти7 Возьмитель А.А.
Образ жизни: от старого подхода к новому // Социально-политические науки.
1991.
№1.
С.89.


[стр.,33]

на неизбежности социального неравенства, возможно только выделение социально типичного образа жизни для определенной социальной общности.
ч 2.
Теоретико-методологической основой создания концептуальной модели образа жизни выступает категория «деятельность».
Позволяя исследователю абстрагироваться от бесконечного многообразия проявлений человеческой жизнедеятельности, сосредоточить свое внимание на существенных видах и формах ее в жизни социального субъекта, данная категория дает возможность конкретизировать особенности образа жизни социального субъекта в данной исторической ситуации, в данных социальных условиях, в данный исторический период.
3.
Социологический анализ понятия «образ жизни» выявил интегративную сущность данного понятия.
Принятый обычно «сферный» подход, основанный на поэлементном описании образа жизни, ограничивает исследовательские возможности, хотя и помогает выявить структуру понятия.
Кроме структурных элементов категории «деятельность» социологический анализ образа жизни должен включать субъективные состояния людей, их концепцию жизни, систему ценностных ориентаций, жизненные принципы, идеалы и цели, представления о счастье, смысле жизни и т.
п.
I
4.
Как интегративная категория образ жизни представляет всеобщую* * •форму социального бытия человека или общности, способ организации людьми своей жизнедеятельности.
Предметом исследования образа жизни выступают: (1) типичные формы многообразной повседневной
жизнедеяi Ш тельности людей; (2) способы самоорганизации жизни в конкретных социальных условиях и в соответствии с ценностными ориентирами.
5.
Различение смысловых аспектов таких понятий как «образ жизни», «уровень жизни», «стиль жизни», «качество жизни», «уклад жизни» позволяет прояснить содержание изучаемой категории.
По отношению к остальным %

[Back]