Проверяемый текст
Кошель Виктор Васильевич. Образ жизни людей в поселениях с сезонной организацией жизнедеятельности (Диссертация 2004)
[стр. 17]

рев значение понятий и соотношение их с образом жизни можно прояснить содержание последнего.
Каждое из этих понятий, будучи близкими по содержанию, раскрывает собственные смысловые аспекты.
Например, категория «уклад жизни», наиболее популярная в работах марксизма-ленинизма, связана с социальноэкономической характеристикой элементов общественного хозяйства,
типичных для той или иной группы или общества в целом8.
Понятие «уровень жизни» выступает показателем социальноэкономического развития общества, элементом концепций «экономического роста».
Эта категория количественно характеризует состояние общества.
Концептуально она связана с теориями «общества массового потребления» «общества изобилия», «общества всеобщего благосостояния».
Уровень жизни это количественная характеристика потребления, но количественной характеристики для изучения социума оказывается недостаточно.
Требуется учет субъективных оценок удовлетворенности или неудовлетворенности
различными обстоятельствами жизни работой, семейными отношениями, досугом и др.
Появляется категория «качества жизни».
В
западной социологической литературе она объяснялась так: «Качество жизни — это больше, чем жизненный уровень.
Оно означает обогащение нашей жизни за пределами доходов и потребления.
Оно предполагает новое понимание общих интересов.
Оно все больше зависит от того, какое
добрососедство мы имеем и на что способны общественные учреждения»9.
Качество жизни это не потребление, а рациональное использование жизни.
Субъективизм категории «качества жизни» проявляется в поисках показателей оценки этого качества.
Некоторые исследователи связывают
высокое качество жизни со счастьем: «Под качеством жизни понимается ощущение благосостояния личностью, ее удовлетворение или неудовлетворение жизнью, или ее счастье или несчастье»10.
Другие исследователи предлагают
8 Ленин В.И.
Поли.
собр.
соч.
Т.
36.
С.
296.

9 Brandt W.
Ober den Taghinaus.
Hamburg, 1974, S.
393.
10 Цит.
по: Попов С.
И.
Проблема «качества жизни» в современной идеологической борьбе.
М., 1977.
С.
16.

17
[стр. 20]

чаться.
Учитывая изложенные выше основания, полагаем, что кроме структурных элементов категории «деятельность» социологический анализ образа жизни должен включать субъективные состояния людей, их концепцию жизни, систему ценностных ориентаций, жизненные принципы, идеалы и цели, представления о счастье, смысле жизни и т.
п.
Как пишет А.А.
Возьмитель, «образ жизни —это система типических форм повседневной жизнедеятельности людей, формирующаяся в определенных конкретно-исторических макрои микроусловиях, обладающая h внутренним единством в силу целостной природы субъектов деятельности, разделяемых ими ценностей, социальных установок и ориентации (концепции жизни)»7.
Из этого определения вытекает, что предметом исследования образа жизни выступают: (1) типичные формы многообразной повседневной жизнедеятельности людей; (2) способы самоорганизации жизни в конкретных социальных условиях и в соответствии с ценностными ориентирами.
Научный язык предлагает целый ряд понятий близких по значению понятию «образ жизни» и нередко употребляемых как синонимы: «уровень жизни», «стиль жизни», «качество жизни», «уклад жизни».
Только рассмотрев значение понятий и соотношение их с образом жизни можно прояснить содержание последнего.
Каждое из этих понятий, будучи близкими по содержанию, раскрывает собственные смысловые аспекты.
Например, категория «уклад жизни», наиболее популярная в работах марксизма-ленинизма, связана с социальноэкономической характеристикой элементов общественного хозяйства,
ти7 Возьмитель А.А.
Образ жизни: от старого подхода к новому // Социально-политические науки.
1991.
№1.
С.89.


[стр.,21]

личных для той или иной группы или общества в целом.8 Понятие «уровень жизни» выступает показателем социальноэкономического развития общества, элементом концепций «экономического роста».
Эта категория количественно характеризует состояние общества.
Концептуально она связана с теориями «общества массового потребления» «общества изобилия», «общества всеобщего благосостояния».
Уровень жизни это количественная характеристика потребления, но количественной характеристики для изучения социума оказывается недостаточно.
Требуется учет субъективных оценок удовлетворенности или неудовлетворенности
различивши обстоятельствами жизни работой, семейными отношениями, досугом и др.
Появляется категория «качества жизни».
В
зая.
падной социологической литературе она объяснялась так: «Качество жизни — это больше, чем жизненный уровень.
Оно означает обогащение нашей жизни за пределами доходов и потребления.
Оно предполагает новое понимание общих интересов.
Оно все больше зависит от того, какое
добрососед-4 ство мы имеем и на что способны общественные учреждения»9.
Качество жизни это не потребление, а рациональное использование жизни.
Субъективизм категории «качества жизни» проявляется в поисках показателей оценки этого качества.
Некоторые исследователи связывают
высо-II кое качество жизни со счастьем: «Под качеством жизни понимается ощущеИ ние благосостояния личностью, ее удовлетворение или неудовлетворение * 10 -ГГ жизнью, или ее счастье или несчастье» .
Другие исследователи предлагают
обратить внимание на существенную характеристику западного образа жиз* ни достижительные ориентации, стремление к достижению личного успе8 9 10 Ленин В.И.
Поли.
собр.
соч.
Т.
36.
С.
296.

Brandt W.
Ober den Taghinaus.
Hamburg, 1974, S.
393.
Цит.
по: Попов С.
И.
Проблема «качества жизни» в современной идеологической борьбе.
М , 1977.
С.
16.

[Back]