Проверяемый текст
Кошель Виктор Васильевич. Образ жизни людей в поселениях с сезонной организацией жизнедеятельности (Диссертация 2004)
[стр. 28]

недеятельности людей.
Именно поэтому возможно выделение их в качестве субъектов образа жизни.
Развернутое описание понятия «образ жизни», предложенное нашим
исследованием, позволяет определить его значение в исследовании общества как методологической базы социологического исследования.
Понятие образ жизни ориентирует исследователя на построение комплексной модели
изучения личности и социальных групп, поскольку в нем осуществляются взаимосвязи экономической, социально-политической, семейно-бытовой, духовной сфер общественной жизни, социального и индивидуального, общественного и личного, объективного и субъективного.
Таким образом, научный подход предлагает анализ, как образа жизни групповых субъектов, так и рассмотрение особенностей индивидуального образа жизни.
Личностный подход отражает специфику образа жизни посредством понятия типа личности и стиля ее жизни, а групповой позволяет рассматривать структурирование образа жизни на уровне той или иной социальной общности.
Между этими подходами нет неразрешимого противоречия, т.к.
личность входит в различные социальные общности.
Поэтому в
качестве методологии исследования можно предложить анализ на уровне исследования микросред человека.
Так, возможно проводить анализ формирования образа жизни на уровне семьи, корпорации, частной фирмы, преступной группировки и т.д.
Интересным, на наш взгляд может стать изучение образа жизни на уровне локальных территориальных сообществ.

Особо следует подчеркнуть, что концептуальная модель образа жизни способна выступить в роли синтезирующего фактора теории и практики
социального реформирования, поскольку на ее основе можно вывести как систему социальных индикаторов результативности реформ, так и обосновать выбор направлений реформ.
Таким образом, анализ понятия «образ жизни» и его роли в исследовании общества показал недостаточность выделения отдельных сторон, граней, характеристик типичного для данного общества 28
[стр. 31]

can M.
Вебер, «Социальным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соот27 носится с действием других людей и ориентируется на него» .
Выделение «социального смысла» как социоструктурирующего инструмента заставляет перевести исследование из плоскости анализа объективных социальноэкономических стратегий и практик, в плоскость изучения процессов осознания социальной жизнедеятельности.
В этом случае концептуальная модель* образа жизни может включать преломление социально типического через индивидуальные потребности, интересы, ценностные ориентации субъекта образа жизни, включая его отношение к ценностям жизни, удовлетворенность ею, меру его активности в конструировании собственного образа жизни.
Возможно структурирование на основе реконструкции социального пространства, образованного множеством социальных отношений, взаимозависимостей, социальных связей.
Социальная структура, в таком случае, представляет собой совокупность статусных позиций, заполненных индивидами, осознающих свою социальную принадлежность, или отрицающих ее.
Такие формально легитимированные социостатусные группы выступают накопителем и ретранслятором определенного типа форм повседневной жизнедеятельности людей.
Именно поэтому возможно выделение их в качестве субъектов образа жизни.
Развернутое описание понятия «образ жизни», предложенное нашим
v исследованием, позволяет определить его значение в исследовании общества * как методологической базы социологического исследования.
Понятие образ жизни ориентирует исследователя на построение комплексной модели
изу4 чения личности и социальных групп, поскольку в нем осуществляются взаи-27 27 Вебер М.
Основные социологические понятия // Избр.
произведения.
М.1990.
С.603.
31

[стр.,32]

мосвязи экономической, социально-политической, семейно-бытовой, духовной сфер общественной жизни, социального и индивидуального, общественного и личного, объективного и субъективного.
щ Таким образом, научный подход предлагает анализ, как образа жизни групповых субъектов, так и рассмотрение особенностей индивидуального образа жизни.
Личностный подход отражает специфику образа жизни посредством понятия типа личности и стиля ее жизни, а групповой позволяет рассматривать структурирование образа жизни на уровне той или иной социальной общности.
Между этими подходами нет неразрешимого противоречия, т.к.
личность входит в различные социальные общности.
Поэтому в
каш честве методологии исследования можно предложить анализ на уровне исследования микросред человека.
Так, возможно проводить анализ формирования образа жизни на уровне семьи, корпорации, частной фирмы, преступной группировки и т.д.
Интересным, на наш взгляд может стать изучение образа жизни на уровне локальных территориальных сообществ.
*
Щ Особо следует подчеркнуть, что концептуальная модель образа жизни способна выступить в роли синтезирующего фактора теории и практики со-# циального реформирования, поскольку на ее основе можно вывести как систему социальных индикаторов результативности реформ, так и обосноватья выбор направлений реформ.
Резюме в 1.
Анализ понятия «образ жизни» и его роли в исследовании общества показал недостаточность выделения отдельных сторон, граней,
характери-т щ стик типичного для данного общества «идеального» образа жизни.
Такие попытки правомерны, если исходить из концепции социальной однородности общества.
Но в свете новой исследовательской парадигмы, основывающейся

[Back]