«идеального» образа жизни. Такие попытки правомерны, если исходить из концепции социальной однородности общества. Но в свете новой исследовательской парадигмы, основывающейся на неизбежности социального неравенства, возможно только выделение социально типичного образа жизни для определенной социальной общности. Теоретико-методологической основой создания концептуальной модели образа жизни выступает категория «деятельность». Позволяя исследователю абстрагироваться от бесконечного многообразия проявлений человеческой жизнедеятельности, сосредоточить свое внимание на существенных видах и формах ее в жизни социального субъекта, данная категория дает возможность конкретизировать особенности образа жизни социального субъекта в данной исторической ситуации, в данных социальных условиях, в данный исторический период. Социологический анализ понятия «образ жизни» выявил интегративную сущность данного понятия. Принятый обычно «сферный» подход, основанный на поэлементном описании образа жизни, ограничивает исследовательские возможности, хотя и помогает выявить структуру понятия. Кроме структурных элементов категории «деятельность» социологический анализ образа жизни должен включать субъективные состояния людей, их концепцию жизни, систему ценностных ориентации, жизненные принципы, идеалы и цели, представления о счастье, смысле жизни и т. п. Как интегративная категория образ жизни представляет всеобщую форму социального бытия человека или общности, способ организации людьми своей жизнедеятельности. Предметом исследования образа жизни выступают: (1) типичные формы многообразной повседневной жизнедеятельности людей; (2) способы самоорганизации жизни в конкретных социальных условиях и в соответствии с ценностными ориентирами. Различение смысловых аспектов таких понятий как «образ жизни», «уровень жизни», «стиль жизни», «качество жизни», «уклад жизни» позволя29 |
Тогда же в 70-е годы была проведена основная работа по прояснению содержания и границ новой категории. В ходе многочисленных научных дискуссий делались попытки определить «образ жизни». Итог дискуссий того периода можно подвести следующим образом: Образ жизни —это составная часть общественно-экономического уклада, его отражение в социально-политической и духовной сферах жизни. Образ жизни это типичные формы жизнедеятельности людей, условия их труда и быта. Образ жизни —это определенный тип самоутверждения, самореализации отдельной личности, социальной группы, класса. Образ жизни это совокупность различных форм повседневного поведения личности и группы. Образ жизни это характер человеческих взаимоотношений; тип и уровень развития способностей человека в качестве общественного индивида. Образ жизни это устойчивые формы и способы поведения, «устойчивый способ жизнедеятельности человека, направленный на развитие и реализацию его потребностей» . ■ Недостаток определений тех лет заключается в стремлении описать образ жизни путем выделения отдельных сторон, граней, характеристик тиГ пичного для данного общества «идеального» образа жизни. Такие попытки правомерны, если исходить из концепции социальной однородности общества. Но в свете новой исследовательской парадигмы, основывающейся на неизбежности социального неравенства, такое определение концепта «образ жизни» неприемлемо. ] Парыгин Б. Д. Советский образ жизни и социально-психологические проблемы формирования личности. К., 1975. С. 4. чаться. Учитывая изложенные выше основания, полагаем, что кроме структурных элементов категории «деятельность» социологический анализ образа жизни должен включать субъективные состояния людей, их концепцию жизни, систему ценностных ориентаций, жизненные принципы, идеалы и цели, представления о счастье, смысле жизни и т. п. Как пишет А.А. Возьмитель, «образ жизни —это система типических форм повседневной жизнедеятельности людей, формирующаяся в определенных конкретно-исторических макрои микроусловиях, обладающая h внутренним единством в силу целостной природы субъектов деятельности, разделяемых ими ценностей, социальных установок и ориентации (концепции жизни)»7. Из этого определения вытекает, что предметом исследования образа жизни выступают: (1) типичные формы многообразной повседневной жизнедеятельности людей; (2) способы самоорганизации жизни в конкретных социальных условиях и в соответствии с ценностными ориентирами. Научный язык предлагает целый ряд понятий близких по значению понятию «образ жизни» и нередко употребляемых как синонимы: «уровень жизни», «стиль жизни», «качество жизни», «уклад жизни». Только рассмотрев значение понятий и соотношение их с образом жизни можно прояснить содержание последнего. Каждое из этих понятий, будучи близкими по содержанию, раскрывает собственные смысловые аспекты. Например, категория «уклад жизни», наиболее популярная в работах марксизма-ленинизма, связана с социальноэкономической характеристикой элементов общественного хозяйства, ти7 Возьмитель А.А. Образ жизни: от старого подхода к новому // Социально-политические науки. 1991. №1. С.89. на неизбежности социального неравенства, возможно только выделение социально типичного образа жизни для определенной социальной общности. ч 2. Теоретико-методологической основой создания концептуальной модели образа жизни выступает категория «деятельность». Позволяя исследователю абстрагироваться от бесконечного многообразия проявлений человеческой жизнедеятельности, сосредоточить свое внимание на существенных видах и формах ее в жизни социального субъекта, данная категория дает возможность конкретизировать особенности образа жизни социального субъекта в данной исторической ситуации, в данных социальных условиях, в данный исторический период. 3. Социологический анализ понятия «образ жизни» выявил интегративную сущность данного понятия. Принятый обычно «сферный» подход, основанный на поэлементном описании образа жизни, ограничивает исследовательские возможности, хотя и помогает выявить структуру понятия. Кроме структурных элементов категории «деятельность» социологический анализ образа жизни должен включать субъективные состояния людей, их концепцию жизни, систему ценностных ориентаций, жизненные принципы, идеалы и цели, представления о счастье, смысле жизни и т. п. I 4. Как интегративная категория образ жизни представляет всеобщую* * •форму социального бытия человека или общности, способ организации людьми своей жизнедеятельности. Предметом исследования образа жизни выступают: (1) типичные формы многообразной повседневной жизнедеяi Ш тельности людей; (2) способы самоорганизации жизни в конкретных социальных условиях и в соответствии с ценностными ориентирами. 5. Различение смысловых аспектов таких понятий как «образ жизни», «уровень жизни», «стиль жизни», «качество жизни», «уклад жизни» позволяет прояснить содержание изучаемой категории. По отношению к остальным % |