Проверяемый текст
Чернова Валентина Евгеньевна. Динамика культурных процессов в современной России (Диссертация 2004)
[стр. 49]

(Относительно немногие чётные композиции кратны трём; сопряжение же бинарных оппозиций в триады приводит, как правило, к образованию треугольников оппозиций, т.е.
псевдотриад); ни самой практической возможности и реальности подобного
перекодирования в России, где преобладающими механизмами самосохранения культуры являются инерция традиционности, сопротивление любым модернизациям (если только они не осуществляются силой, притом «сверху»); ни параллелизма различных культурных кодов, в том числе традиционных и инновативных, магистральных и альтернативных, официальных и скрыто-оппозиционных (андеграундных).
Все эти процессы, резко обостряющиеся в переходные, кризисные эпохи, в которых преобладает многоликая смысловая
неопределённость, в конечном счёте, порождены столкновением в бинарной по своему происхождению культуре центробежных и центростремительных тенденций, одновременным наложением друг на друга сил ускорения и торможения и другими следствиями «застревающей» культурной и цивилизационной пограничности России»57.
Все культурное развитие России в эпоху перестройки было продиктовано коллизиями посттоталитарного развития российско-советского общества: столкновением официальной культуры и неофициальной, прототалитарных и антитоталитарных тенденций в культуре, идеологии и обыденного сознания, религии и атеизма, науки и псевдонаучных, спекулятивных теорий, искусства и кича, что придало ему драматический и переломно-кризисный характер.
Принципиально важным событием, коренным образом повлиявшим на направленность культурной динамики общества в целом, так и на состояние национально-культурной сферы их бытия в частности стала «так называемая информационная революция..., в результате которой начали формироваться глобальные информационные сети, транснациональные мультимедийные системы и т.п.
Соответствующим образом возросла национальная культурная
57 Кондаков, И.В.
Культурология: история культуры России / И.В.
Кондаков.

М., 2003.
49
[стр. 72]

72 вующих формул социокультурного взрыва, время от времени потрясающего культуры на протяжении их национальной истории, особенно же бинарные культуры (идея, развитая Ю.
Лотманом).
Отсюда берут своё начало идеи избранничества в национальном, государственном или социально-политическом контекстах, мессианские концепции исторического процесса, культурологические и философские прогнозы и пророчества в культурах бинарного типа.
К таким культурам, в частности, относятся русская, еврейская, отчасти немецкая, а также многие национальные культуры бывшей Российской империи, тесно # связанные судьбой с русской культурой, задавшей им модель поведения, развития, самореализации и самоутверждения.
Существует огромное количество исследовательских мнений, различной литературы, анализирующих сущность происходящего в России в данный период.
Американский культуролог А.
Тоффлер, приводя мнения десятка видных учёных, философов, экономистов, описывающих разные аспекты и уровни культурного процесса в России, утверждает, что «настоящий момент представ• ляет собой не более и не менее, чем второй великий раскол в человеческой истории, сравнимый по значимости только с первым расчленением исторической целостности переходом от варварства к цивилизации».
Ю.
Лотман73 полагал, что начавшиеся после распада СССР процессы модернизации, демократизации отечественной культуры означают постепенный переход традиционной для России бинарности в тернарные (тройственные, триадные) структуры, характерные для западноевропейской цивилизации £ и большинства европейских культур.
«Это весьма вероятное объяснение происходящих процессов вместе с тем не исключает ни драматизма подобного перекодирования бинарных фреймов в тернарные (относительно немногие чётные композиции кратны трём; сопряжение же бинарных оппозиций в триады приводит, как правило, к образованию треугольников оппозиций, т.е.
псевдотриад); ни самой практической возможности и реальности подобного
переко73 Лотман, Ю.
Культура и взрыв / Ю.
Лотман.
М.г Гнозис, 1992.
270 с.


[стр.,73]

дирования в России, где преобладающими механизмами самосохранения культуры являются инерция традиционности, сопротивление любым модернизациям (если только они не осуществляются силой, притом «сверху»); ни параллелизма различных культурных кодов, в том числе традиционных и инновативных, магистральных и альтернативных, официальных и скрыто-оппозиционных (андеграундных).
Все эти процессы, резко обостряющиеся в переходные, кризисные эпохи, в которых преобладает многоликая смысловая
неопределенность, в конечном счёте, порождены столкновением в бинарной по своему происхождению культуре центробежных и центростремительных тенденций, одновременным наложением друг на друга сил ускорения и торможения и другими следствиями «застревающей» культурной и цивилизационной пограничности России»74.
Всё культурное развитие России в эпоху перестройки было продиктовано коллизиями посттоталитарпого развития российско-советского общества: столкновением официальной культуры и неофициальной, прототалитарных и антитоталитарных тенденций в культуре, идеологии и обыденного сознания, религии и атеизма, науки и псевдонаучных, спекулятивных теорий, искусства и кича, что придало ему драматический и переломно-кризисный характер.
Принципиально важным событием, коренным образом повлиявшим на направленность культурной динамики общества в целом, так и на состояние национально-культурной сферы их бытия в частности стала «так называемая информационная революция..., в результате которой начали формироваться глобальные информационные сети, транснациональные мультимедийные системы и т.п.
Соответствующим образом возросла национальная культурная
открытость, способность к взаимообмену культурными формами, новациями, опытом»75.
Это способствовало созданию новой ситуации, практически не встречавшейся ранее в истории: признаком личности, яркой чертой её индивидуаль74 Кондаков, И.В.
Культурология: история культуры России / И.В.
Кондаков.

M., 2003.
7' Флиер, А.Я.
«Культура мира» и культурная компетентность / А.Я.
Флиер // Обсерватория культуры.
2004.

[Back]