Проверяемый текст
Чернова Валентина Евгеньевна. Динамика культурных процессов в современной России (Диссертация 2004)
[стр. 54]

и бунты молодежи, движение феминизма и постмодернизм, международный туризм и религиозный терроризм.
Перечисление этих новаций может быть продолжено до бесконечности, так как «история человечества не знает периода, настолько насыщенного новообразованиями во всех сферах жизни, от специальных отраслей промышленного производства, медицинской практики, военного дела до повседневного быта простых людей, художественной деятельности и развлечений, игр, заполнения
досуга»61.
В настоящее время российское общество находится в ситуации переходного периода, в котором: во-первых, кардинально меняются мировоззренческие установки, общеметодологические принципы.
Монополия тоталитарной идеологии, которая господствовала как общегосударственная и обязательная во всех сферах духовной жизни общества образовании и науке, культуре и искусстве, разложилась.
Идеологическое многообразие, закрепленное Конституцией, когда ни одна идеология не может быть объявлена как государственная, общеобязательная, приходит на смену моноидеологии марксизма-ленинизма (Конституция РФ, ст.
13).

Однако происходят большие нравственные потери, результатом чего стал отказ от доминировавших мировоззренческих, культурно-просветительных, эстетических установок.
В обществе отсутствуют какие-либо устойчивые ориентиры, поэтому складывается ситуация, когда у значительной части общества, и прежде всего у представителей интеллигенции, утрачен интерес к фундаментальным вопросам бытия, идёт процесс дегуманизации жизни и культуры, нарастают экстремистские настроения, нетерпимость к чужому мнению,
инакомыслию.
61 Каган, М.С.
Введение в историю мировой культуры: В 2-х
кн.
/ М.С.
Каган.
СПб.: ООО «Издательство «Петрополис», 2003.

T.
2: Становление, развитие и современное состояние персоналисте кого типа культуры: закономерности переходного этапа в Европе
(XV-XVIII вв.); самоопределение нового типа культуры (XIX-XX вв.); проблема развития мировой культуры в XXI в.
С.
272.

54
[стр. 78]

отвоёвывает права, ранее принадлежавшие только элитам (будь то по происхождению, богатству или образованию).
Принципиальная универсальность, внеэлитарность и открытая ориентация на получение прибыли превращают массовую культуру одновременно не только в неизбежный результат, но и в необходимую основу гражданского общества и правового государства.
Она органически, имманентно связана с принципиально важной для XXI века программой ООН и ЮНЕСКО «На пути к культуре мира», где подчёркивается, что культура мира базируется на основополагающих принципах, ради которых и была создана Организация Объединённых Наций и во имя которых она осуществляет свою деятельность.
Культура мира базируется на стремлении сделать эти принципы основой взглядов и поведения людей на всех уровнях человеческого общества.
Строительство культуры мира задача, в решение которой может внести весомый вклад любое государство, как большое, так и малое и Россия не является исключением.
В периоды перестройки и постперестроечный период вся культурная жизнь России оказывается насыщенной разного рода новациями: в жизнь россиян входят личные компьютеры, становится доступным каждому Интернет, космические полёты и операции на сердце, сексуальная революция и бунты молодёжи, движение феминизма и постмодернизм, международный туризм и религиозный терроризм.
Перечисление этих новаций может быть продолжено до бесконечности, так как «история человечества не знает периода, настолько насыщенного новообразованиями во всех сферах жизни, от специальных отраслей промышленного производства, медицинской практики, военного дела до повседневного быта простых людей, художественной деятельности и развлечений, игр, заполнения
досуга»79.
Российское общество находится в ситуации переходного периода, в котором:
79 Каган, М.С.
Введение в историю мировой культуры: В 2-х
км.
/ М.С.
Каган.
СПб.: ООО «Издательство «Петрополис», 2003.

Т.
2: Становление, развитие и современное состояние персоналисте кого типа культуры: закономерности переходного этапа в Европе (XV-XVIII вв.); самоопределение нового типа культуры
(X1X-XX вв.); проблема развития мировой культуры в XXI в.
С.
272.


[стр.,79]

79 во-первых, кардинально меняются мировоззренческие установки, общеметодологические принципы.
Монополия тоталитарной идеологии, которая господствовала как общегосударственная и обязательная во всех сферах духовной жизни общества образовании и науке, культуре и искусстве, разложилась.
Идеологическое многообразие, закрепленное Конституцией, когда ни одна идеология не может быть объявлена как государственная, общеобязательная, приходит на смену моноидеологии марксизма-ленинизма (Конституция РФ, ст.
13).

Однако происходят большие нравственные потери, результатом чего стал отказ от доминировавших мировоззренческих, культурно-просветительных, эстетических установок.
В обществе отсутствуют какие-либо устойчивые ориентиры, поэтому складывается ситуация, когда у значительной части общества, и прежде всего у представителей интеллигенции, утрачен интерес к фундаментальным вопросам бытия, идёт процесс дегуманизации жизни и культуры, нарастают экстремистские настроения, нетерпимость к чужому мнению,
0 инакомыслию.
Трагедией данного периода является то, что разрушается мировоззренческий стержень, возникают случайные иллюзии, новые утопии, спекулятивные идеи.
И все это на фоне абсолютного безверия, все возрастающего нигилизма, общественной апатии.
Во-вторых, происходит решительный поворот потребностям, интересам, запросам человека.
Человек как высшая ценность становится, если не на t практике до конца, то в официальных документах (Конституции, Гражданском Кодексе, Законах и т.п.) в центре всей государственной стратегии и тактики, деятельности органов исполнительной власти.
Утверждается концепция приоритета прав человека во всех сферах и формах культурной деятельности над правами государства, его структур, партий, общественный объединений и т.п.
(«Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, эт

[стр.,84]

В-десятых, одной из самых значительных утрат образовательных технологий, культуры и искусства постсоветского периода российского общества, являющейся одной из самых больших угроз национальной безопасности страны и становящейся угрозой потери подрастающего поколения, является утрата идеала.
Из школьных программ изъяты произведения М.
Горького, Н.
Островского, Б.
Полевого, Э.
Багрицкого; не изучается «Что делать?» Чернышевского с его Рахметовым и «новыми людьми», четырьмя снами Веры Павловны о лучшем благоустройстве мира.
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» замечено, что девальвация духовных ценностей оказывает негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, «снизила воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейшего фактора патриотического воспитания»81.
Во всех сферах жизни общества экономической, идеологической, политической, государственно-управленческой, в культурной переплетаются элементы советской эпохи, эпохи “застоя”, периода так называемой “перестройки” и сегодняшнего времени реформ.
Характерной чертой общественного сознания становится исчезновение основополагающего для традиционной культуры представления о существовании неких принципов мышления и поведения, которые были обусловлены определённой стабильностью бытия человека в мире, «теперь всё кажется неустойчивым, относительным, исчезающим, не успев возникнуть, и потому лишённым подлинной ценности»82.
Перемены во всех областях общественной жизни при переходе эконо*' Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» // Российская газета.
2001.
12 марта.
82 Каган, М.С.
Введение в историю мировой культуры: В 2-х кн.
/ М.С.
Каган.
СПб.: ООО «Издательство «Петрополис», 2003.

Т.
2: Становление, развитие и современное состояние персоналисте кого типа культуры: закономерности переходного этапа в Европе
(XV-XVTII вв.); самоопределение нового типа культуры (XIX-XX вв.); проблема развития мировой культуры в XXI в.
С.
272.

[Back]