Трагедией данного периода является то, что разрушается мировоззренческий стержень, возникают случайные иллюзии, новые утопии, спекулятивные идеи. И все это — на фоне абсолютного безверия, все возрастающего нигилизма, общественной апатии. Во-вторых, происходит решительный поворот потребностям, интересам, запросам человека. Человек как высшая ценность становится, если не на практике до конца, то в официальных документах (Конституции, Гражданском Кодексе, Законах и т.п.) в центре всей государственной стратегии и тактики, деятельности органов исполнительной власти. Утверждается концепция приоритета прав человека во всех сферах и формах культурной деятельности над правами государства, его структур, партий, общественный объединений и т.п. («Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений» Основы Законодательства РФ о культуре, ст. 9). В-третьих, обрела подлинную свободу творчества и политическую независимость российская интеллигенция научная и творческая впервые за всю свою многовековую историю. Эти права гарантировались Конституцией страны («Каждому, гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом», гласит ст. 44 Конституции РФ). Но, казалось бы, благотворная идеологическая атмосфера граничит с нищетой творческой и научной интеллигенции, коммерциализацией культуры, «утечкой мозгов». Процесс снятия всяческих барьеров для распространения информации постепенно вошел в неуправляемое русло. Он начался с расширения 55 |
79 во-первых, кардинально меняются мировоззренческие установки, общеметодологические принципы. Монополия тоталитарной идеологии, которая господствовала как общегосударственная и обязательная во всех сферах духовной жизни общества образовании и науке, культуре и искусстве, разложилась. Идеологическое многообразие, закрепленное Конституцией, когда ни одна идеология не может быть объявлена как государственная, общеобязательная, приходит на смену моноидеологии марксизма-ленинизма (Конституция РФ, ст. 13). ♦ Однако происходят большие нравственные потери, результатом чего стал отказ от доминировавших мировоззренческих, культурно-просветительных, эстетических установок. В обществе отсутствуют какие-либо устойчивые ориентиры, поэтому складывается ситуация, когда у значительной части общества, и прежде всего у представителей интеллигенции, утрачен интерес к фундаментальным вопросам бытия, идёт процесс дегуманизации жизни и культуры, нарастают экстремистские настроения, нетерпимость к чужому мнению, 0 инакомыслию. Трагедией данного периода является то, что разрушается мировоззренческий стержень, возникают случайные иллюзии, новые утопии, спекулятивные идеи. И все это на фоне абсолютного безверия, все возрастающего нигилизма, общественной апатии. Во-вторых, происходит решительный поворот потребностям, интересам, запросам человека. Человек как высшая ценность становится, если не на t практике до конца, то в официальных документах (Конституции, Гражданском Кодексе, Законах и т.п.) в центре всей государственной стратегии и тактики, деятельности органов исполнительной власти. Утверждается концепция приоритета прав человека во всех сферах и формах культурной деятельности над правами государства, его структур, партий, общественный объединений и т.п. («Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, эт 80 ноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений» Основы Законодательства РФ о культуре, ст. 9). В-третьих, обрела подлинную свободу творчества и политическую независимость российская интеллигенция научная и творческая впервые за всю свою многовековую историю. Эти права гарантировались Конституцией страны («Каждому. гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом», гласит ст. 44 Конституции РФ). щ Но, казалось бы, благотворная идеологическая атмосфера граничит с нищетой творческой и научной интеллигенции, коммерциализацией культуры, «утечкой мозгов». Процесс снятия всяческих барьеров для распространения информации постепенно вошёл в неуправляемое русло. Он начался с расширения самостоятельности творческих коллективов, традиционная идеологическая опека над которыми сначала была ослаблена, а затем и вовсе снята. Принятое на прави0 тельственном уровне решение о прекращении глушения западных радиостанций фактически легализовало свободу соревнования в сфере идей и средств их распространения. В условиях свободно формирующегося рынка зарубежная культурная продукция значительно потеснила отечественную. Следствием стало резкое снижение качества и количества российской продукции. Исчезла целая отрасль культуры кинотеатр. Это определило перенастройку общественного сознания 0 па индивидуальный лад. В-четвёртых, отношение к отечественной истории, к истории отечественной культуры полностью пересматривается: становится доступным обществу творчество отечественных философов, писателей, композиторов, деятелей других видов искусства, ранее замалчиваемое или известное в очень ограниченном виде. Время со второй половины 1989 г. вполне может быть названо «солженицынским». В журналах и отдельными тиражами были опубликованы все |