самостоятельности творческих коллективов, традиционная идеологическая опека над которыми сначала была ослаблена, а затем и вовсе снята. Принятое на правительственном уровне решение о прекращении глушения западных радиостанций фактически легализовало свободу соревнования в сфере идей и средств их распространения. В условиях свободно формирующегося рынка зарубежная культурная продукция значительно потеснила отечественную. Следствием стало резкое снижение качества и количества российской продукции. Исчезла целая отрасль культуры кинотеатр. Это определило перенастройку общественного сознания на индивидуальный лад. В-четвертых, отношение к отечественной истории, к истории отечественной культуры полностью пересматривается становится доступным обществу творчество отечественных философов, писателей, композиторов, деятелей других видов искусства, ранее замалчиваемое или известное в очень ограниченном виде. Но этот процесс имеет и свои «минусы»: происходит процесс обескультуривания страны, пренебрежения историческими и культурными памятниками, «утечкой умов» и массовой эмиграцией научной и творческой интеллигенции, нищетой литераторов, художников, работников библиотек и музеев. Культура и искусство утрачивают свою активную роль в жизни общества, так как люди творческой профессии становятся заложниками коммерциализации. В-пятых, иные, нежели прежде, складываются взаимоотношения между религией и государственными структурами культуры, религиозными конфессиями обрели легальное право на широкое представительство, участие в духовной жизни общества ценности духовной, религиозной культуры (иконы, духовная музыка, церковные праздники). В 80-х годах в связи с празднованием 1000-летия (1988) крещения Руси отношение советской власти к церкви изменилось коренным образом, многие древние храмы и монастыри были возвращены людям. О положительном 56 |
80 ноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений» Основы Законодательства РФ о культуре, ст. 9). В-третьих, обрела подлинную свободу творчества и политическую независимость российская интеллигенция научная и творческая впервые за всю свою многовековую историю. Эти права гарантировались Конституцией страны («Каждому. гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом», гласит ст. 44 Конституции РФ). щ Но, казалось бы, благотворная идеологическая атмосфера граничит с нищетой творческой и научной интеллигенции, коммерциализацией культуры, «утечкой мозгов». Процесс снятия всяческих барьеров для распространения информации постепенно вошёл в неуправляемое русло. Он начался с расширения самостоятельности творческих коллективов, традиционная идеологическая опека над которыми сначала была ослаблена, а затем и вовсе снята. Принятое на прави0 тельственном уровне решение о прекращении глушения западных радиостанций фактически легализовало свободу соревнования в сфере идей и средств их распространения. В условиях свободно формирующегося рынка зарубежная культурная продукция значительно потеснила отечественную. Следствием стало резкое снижение качества и количества российской продукции. Исчезла целая отрасль культуры кинотеатр. Это определило перенастройку общественного сознания 0 па индивидуальный лад. В-четвёртых, отношение к отечественной истории, к истории отечественной культуры полностью пересматривается: становится доступным обществу творчество отечественных философов, писателей, композиторов, деятелей других видов искусства, ранее замалчиваемое или известное в очень ограниченном виде. Время со второй половины 1989 г. вполне может быть названо «солженицынским». В журналах и отдельными тиражами были опубликованы все 81 важнейшие сочинения писателя, его знаменитый «Архипелаг ГУЛАГ» и эпопея «Красное колесо». Неоднозначно были восприняты литературной общественностью страны произведения В. Войновича, В. Аксёнова, А. Зиновьева, которые отличались резкой антисоветской направленностью и вместе с тем демонстрировали высокий профессионализм их создателей. Перелом в отечественной литературе определили публикации как вновь созданных, так и не издававшихся прежде сочинений писателей А. Рыбакова, Д. Гранина, А. Платонова, М. Шатрова, Б. Пастернака, А. Ахматовой, В. Гроссмана. Впервые были опубликованы произведения диссидентов А. Марченко и А. Синявского. Увидели свет произведения писателей-эмигрантов, стоявших на резких антисоветских позициях: И. Бунина, А. Аверченко, М. Алданова. Среди публикаций на исторические сюжеты выделялись серия статей Р. Медведева «Они окружали Сталина» и документальный роман о Сталине Д. Волкогонова «Триумф и трагедия». Впервые были опубликованы материалы по всем основным оппозициям сталинского времени, доклад Н.С. Хрущёва на XX съезде, стенограммы съездов и пленумов ЦК партии, прежде находившихся под запретом. Но этот процесс имеет и свои «минусы»: происходит процесс обескультуривания страны, пренебрежения историческими и культурными памятниками, «утечкой умов» и массовой эмиграцией научной и творческой интеллигенции, нищетой литераторов, художников, работников библиотек и музеев. Культура и искусство утрачивают свою активную роль в жизни общества, так как люди творческой профессии становятся заложниками коммерциализации. В-пятых, иные, нежели прежде, складываются взаимоотношения между религией и государственными структурами культуры, религиозными конфессиями обрели легальное право на широкое представительство, участие в духовной жизни общества ценности духовной, религиозной культуры (иконы, духовная музыка, церковные праздники). В 80-х годах в связи с празднованием 1000-летия (1988) крещения Руси отношение советской власти к церкви изменилось коренным образом, многие древние храмы и монастыри были возвращены людям. О положительном влиянии церкви на нравственную жизнь людей стали писать в средствах массовой информации. Новое религиозное сознание стало заметным явлением современной массовой культуры от литературно-кинематографической до музыкальной. Обнаружилось его влияние и в околонаучной сфере, благодаря чему появились своеобразные квазирелигии, в которых как бы синтезируются религиозные представления с определёнными научными целями. Новые религиозные построения практически реализуются и в сфере разнообразных терапевтических услуг: растёт популярность мистически окрашенного врачевания и чудодейственного целительства, обещающих устранение эмоционального дискомфорта личности и превращение её в воплощение божества, не говоря уже об исцелении тривиальных недугов. «Поворот к религии» сопутствует и отражает переходное состояние общества, расстающегося с прежними идеологическими устоями и ведущего поиски новых мировоззренческих основ. В-шестых, происходит процесс возврата культуры России в мировое культурное пространство. Талантливые деятели культуры активно включились в мировую художественную жизнь, выступая на прославленных сценах Европы и Америки, получили возможность заключать долгосрочные договоры о найме за рубежом. На крупнейших музыкальных сценах мира гастролируют певцы Д. Хворостовский и Л. Казарновская, ансамбль «Виртуозы Москвы» под руководством В. Спивакова, ансамбль народного танца под руководством И. Моисеева. Частыми гостями в России стали представители отечественной музыкальной культуры, живущие за рубежом: М. Ростропович, Г. Кремер, В. Ашкенази. В-седьмых, возникший и стремительно расширяющийся теневой рынок, стремление к приобщению народа к ценностям культуры да и не только ценностям, привели к существованию параллельно с официальной, неофициальной |