влиянии церкви на нравственную жизнь людей стали писать в средствах массовой информации. Новое религиозное сознание стало заметным явлением современной массовой культуры от литературно-кинематографической до музыкальной. Обнаружилось его влияние и в околонаучной сфере, благодаря чему появились своеобразные квазирелигии, в которых как бы синтезируются религиозные представления с определенными научными целями. Новые религиозные построения практически реализуются и в сфере разнообразных терапевтических услуг: растёт популярность мистически окрашенного врачевания и чудодейственного целительства, обещающих устранение эмоционального дискомфорта личности и превращение её в воплощение божества, не говоря уже об исцелении тривиальных недугов. В-шестых, происходит процесс возврата культуры России в мировое культурное пространство. Талантливые деятели культуры активно включились в мировую художественную жизнь, выступая на прославленных сценах Европы и Америки, получили возможность заключать долгосрочные договоры о найме за рубежом. В-седьмых, возникший и стремительно расширяющийся теневой рынок, стремление к приобщению народа к ценностям культуры, да и не только ценностям, привели к существованию параллельно с официальной, неофициальной культуры, различных подпольных и полу подпольных видеосалонов, спортивных соревнований, резко уменьшилось значение коллективных форм овладения культурой, размываются границы между профессиональной и непрофессиональной культурами. Глубоко развившаяся социальная апатия, а так же и репертуарные особенности, сказалась на падении традиционных зрелищных мест: театров, концертных залов, художественных выставок. Молодое поколение, поставленное иностранной кинопродукцией вне традиционных духовнонравственных ориентиров, все глубже впитывает чуждые образцы. 57 |
отношение советской власти к церкви изменилось коренным образом, многие древние храмы и монастыри были возвращены людям. О положительном влиянии церкви на нравственную жизнь людей стали писать в средствах массовой информации. Новое религиозное сознание стало заметным явлением современной массовой культуры от литературно-кинематографической до музыкальной. Обнаружилось его влияние и в околонаучной сфере, благодаря чему появились своеобразные квазирелигии, в которых как бы синтезируются религиозные представления с определёнными научными целями. Новые религиозные построения практически реализуются и в сфере разнообразных терапевтических услуг: растёт популярность мистически окрашенного врачевания и чудодейственного целительства, обещающих устранение эмоционального дискомфорта личности и превращение её в воплощение божества, не говоря уже об исцелении тривиальных недугов. «Поворот к религии» сопутствует и отражает переходное состояние общества, расстающегося с прежними идеологическими устоями и ведущего поиски новых мировоззренческих основ. В-шестых, происходит процесс возврата культуры России в мировое культурное пространство. Талантливые деятели культуры активно включились в мировую художественную жизнь, выступая на прославленных сценах Европы и Америки, получили возможность заключать долгосрочные договоры о найме за рубежом. На крупнейших музыкальных сценах мира гастролируют певцы Д. Хворостовский и Л. Казарновская, ансамбль «Виртуозы Москвы» под руководством В. Спивакова, ансамбль народного танца под руководством И. Моисеева. Частыми гостями в России стали представители отечественной музыкальной культуры, живущие за рубежом: М. Ростропович, Г. Кремер, В. Ашкенази. В-седьмых, возникший и стремительно расширяющийся теневой рынок, стремление к приобщению народа к ценностям культуры да и не только ценностям, привели к существованию параллельно с официальной, неофициальной 83 культуры, различных подпольных и полуподпольных видеосалонов, спортивных соревнований, резко уменьшилось значение коллективных форм овладения культурой, размываются границы между профессиональной и непрофессиональной культурами. Глубоко развившаяся социальная апатия, а так же и репертуарные особенности, сказалась на падении традиционных зрелищных мест: театров, концертных залов, художественных выставок. Молодое поколение, поставленное иностранной кинопродукцией вне традиционных духовно-нравственных ориФ ентиров, всё глубже впитывает чуждые образцы. Насаждаемый с экранов идеал сильной, удачливой, всепобеждающей личности, идущей напролом во имя своих целей, глубоко чужероден национальному сознанию с его сострадательностью, всетерпимостью, отзывчивостью, добротой. В-восьмых, перестали регулироваться государством все художественные процессы. «В условиях широкого распространения таких средств массовой информации, как Интернет, телевидение, видео, магнитофон, уже в принципе ф невозможно осуществлять тотальный контроль над производством и распространением духовных ценностей. Всеобщее неприятие административных методов руководства культурой, формирование среди творческих работников оппозиции по отношению к существующей структуре управления духовной сферой ставят в повестку дня необходимость поисков принципиально иных, чем ранее, принципов, методов и форм регулирования культурных процессов»80. ^ В-девятых, рыночные отношения охватили все сферы материальнойи духовной жизни общества, особенностями которых являются конкуренция, соревновательность, высокий профессионализм, преодоление иждивенческих настроений в творческой среде, поиски неординарных экономических решений. Всё это обязательное следствие рыночных отношений и всё это становится реальностью культурной жизни, как и других сфер жизни общества. 30 Лукин, Ю.А. Культурология: вчера, сегодня, завтра: (Очерки теории и методологии. Библиография Маргиналии) / Ю.А. Лукин. -М., 2001. -С. 175. |