Проверяемый текст
Чернова Валентина Евгеньевна. Динамика культурных процессов в современной России (Диссертация 2004)
[стр. 59]

элементы советской эпохи, эпохи «застоя», периода так называемой «перестройки» и сегодняшнего времени реформ.
Характерной чертой общественного сознания становится исчезновение основополагающего для традиционной культуры представления о существовании неких принципов мышления и поведения, которые были обусловлены определённой стабильностью бытия человека в мире, «теперь всё кажется неустойчивым, относительным, исчезающим, не успев возникнуть, и потому лишённым подлинной
ценности»63.
Перемены во всех областях общественной жизни при переходе экономики
России к рыночным отношениям затронули область культуры.
Т.А.

Погрешаевой64 замечено, что: 1) изменилась культурная составляющая потребностей общества, содержательная насыщенность которой в значительной степени определяется манипулятивным воздействием масс-медиа, превращающая представления и установки в формы символической социализации и контроля.
При этом на первый план выступает восстановительно-развлекательная функция продуктов культуры.
В городах около 55-60% времени занимают занятия, связанные с использованием средств массовой информации, и, прежде всего, с просмотром телепередач.
Среди предпринимателей лишь 5% практически не смотрят телевизор, для остальных просмотр телепередач самый распространённый вид отдыха.
Вторым после телевидения источником информации в свободное время для человека является радио, так как почти каждый день его слушают 68,4% обследованных.
Изменились и интересы читателей книг.
Увеличилась доля людей, которые
нс занимаются чтением вообще: книг около 10%, журналов около 46%, газет 6,1%, что обусловлено ухудшением материального положения населения.
Снижение ценности свободного времени в эти годы сказалось и на посещении
63 Каган, М.С.
Введение в историю мировой культуры: В 2-х кн.
/ М.С.
Каган.
СПб.: ООО
«Издатсльство «Петрополис», 2003.
Т.
2: Становление, развитие и современное состояние
персоналистского типа культуры: закономерности переходного этапа в Европе (XV-XVIII вв.); самоопределение нового типа культуры (XIX-XX вв.); проблема развития мировой культуры в XXI в.
С.
272.

64 Погрешаева, Т.А.
Свободное время и личность: социально-философский аспект: Дисс...
д-ра филос.
наук: 09.01.11.
/ Т.А.

Погрешаева.
Саратов, 2000.
С.
131 -136.
59
[стр. 84]

В-десятых, одной из самых значительных утрат образовательных технологий, культуры и искусства постсоветского периода российского общества, являющейся одной из самых больших угроз национальной безопасности страны и становящейся угрозой потери подрастающего поколения, является утрата идеала.
Из школьных программ изъяты произведения М.
Горького, Н.
Островского, Б.
Полевого, Э.
Багрицкого; не изучается «Что делать?» Чернышевского с его Рахметовым и «новыми людьми», четырьмя снами Веры Павловны о лучшем благоустройстве мира.
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» замечено, что девальвация духовных ценностей оказывает негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, «снизила воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейшего фактора патриотического воспитания»81.
Во всех сферах жизни общества экономической, идеологической, политической, государственно-управленческой, в культурной переплетаются элементы советской эпохи, эпохи “застоя”, периода так называемой “перестройки” и сегодняшнего времени реформ.
Характерной чертой общественного сознания становится исчезновение основополагающего для традиционной культуры представления о существовании неких принципов мышления и поведения, которые были обусловлены определённой стабильностью бытия человека в мире, «теперь всё кажется неустойчивым, относительным, исчезающим, не успев возникнуть, и потому лишённым подлинной
ценности»82.
Перемены во всех областях общественной жизни при переходе эконо*'
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» // Российская газета.
2001.
12 марта.
82 Каган, М.С.
Введение в историю мировой культуры: В 2-х кн.
/ М.С.
Каган.
СПб.: ООО
«Издательство «Петрополис», 2003.
Т.
2: Становление, развитие и современное состояние
персоналисте кого типа культуры: закономерности переходного этапа в Европе (XV-XVTII вв.); самоопределение нового типа культуры (XIX-XX вв.); проблема развития мировой культуры в XXI в.
С.
272.


[стр.,85]

85 мики России к рыночным отношениям затронули область культуры.
Т.А.

Погрешаевой83 замечено, что 1.
Изменилась культурная составляющая потребностей общества, содержательная насыщенность которой в значительной степени определяется манипулятивным воздействием масс-медиа, превращающая представления и установки в формы символической социализации и контроля.
При этом на первый план выступает восстановительно-развлекательная функция продуктов культуры.
В городах около 55-60% времени занимают занятия, связанные с ис* пользованием средств массовой информации, и, прежде всего, с просмотром телепередач.
Среди предпринимателей лишь 5% практически не смотрят телевизор, для остальных просмотр телепередач самый распространённый вид отдыха.
Вторым после телевидения источником информации в свободное время для человека является радио, так как почти каждый день его слушают 68,4% обследованных.
Изменились и интересы читателей книг.
Увеличилась доля людей, которые
не занимаются чтением вообще: книг около 10%, журналов ф около 46%, газет 6,1%, что обусловлено ухудшением материального положения населения.
Снижение ценности свободного времени в эти годы сказалось и на посещении
учреждений культуры.
Так число посещающих кинотеатры со<м ставило 24 %, а один или несколько раз в месяц в них бывают всего 3 % .
2.
Дистанцинированность межличностных отношений интенсифицирует такую тенденцию культурной динамики, как отлаживание межличностных и межгрупповых взаимодействий.
Довольно значительный удельный вес в свош бодном времени (от 50 до 35% его величины) занимают различные виды общения.
На первом месте среди них, по результатам социологических опросов, стоят беседы с членами семьи и друзьями, телефонные разговоры, затем посещение и приём друзей, знакомых и родственников.
В связи с материальными 8J Погрсшаева, Т.А.
Свободное время и личность: социально-философский аспект: Дисс...
д-ра филос.
наук: 09.01.11.
/ Т.А.

Погрсшаева.
Саратов, 2000.
С.
131-136.
14 Артёмова, О.В.
Повседневная деятельность сельской женщины / O.B.
Артёмова // Социологические исследования.
1997.
№12.
С.
61-67; Бутенко, И.А.
Качество свободного времени у богатых и бедных / И.А.
Бутенко // Социологические исследования.
1998.
№7.
С.
82-89; Патрушев.
В.Д.
Свободное время горожан в 1986 и 1995 годах / В.Д.
Патрушев // Социологические исследования.
1997.
№7.
С.
44-50.


[стр.,130]

130 л * » 46.
Ионин, Л.Г.
Социология культуры: Путь в новое тысячелетие / Л.Г.
Ионин.
-М., 2000.-430 с.
47.
Ионов, И.Н.
Парадоксы российской цивилизации (По следам одной научной дискуссии) / И.Н.
Ионов // Общественные науки и современность.
1999.-№5.-С.
115-127.
48.
Каган, М.С.
Философия культуры / М.С.
Каган; Акад.
гуманитар.
Наук и др.-СПб.: ТОО «Петрополис», 1996.-414 с.
49.
Каган, М.С.
Введение в историю мировой культуры: В 2-х кн.
/ М.С.
Каган.
СПб.: ООО
«Издательство «Петрополис», 2003.
Т.
2: Становление, развитие и современное состояние персоналистского типа
культ>гры: закономерности переходного этапа в Европе (XV-XVIII вв.); самоопределение нового типа культуры (XIX-XX вв.); проблема развития мировой культуры в XXI в.
320 с.
50.
Кантор, К.
Дезинтеграция интеграция.
Спираль всемирной истории / К.
Кантор // Вопросы философии.
1997.
№ 3.
С.
31-40.
51.
Кануны и рубежи: Типы пограничных эпох типы пограничного сознания: Материалы рос.-фр.
конф.
: В 2-х ч.
/ Редкол.: В.Б.
Земсков (отв.
ред.) и др.
М.: ИМЛИ РАН, 2002.
С.
65-67.
52.
Кара-Мурза, С.
После перестройки: интеллигенция на пепелище родной страны / С.
Кара-Мурза.
М.: Былина, 1995.
170 с.
53.
Каргин, А.С.
Традиционная культура в контексте цивилизационных процессов XX века (к постановке проблемы) / А.С.
Каргин, А.Н.
Соловьёва // Традиционная культура: Научный альманах.
2002.
№ 4 (8).
С.
3-9.
54.
Князева, Е.
Синергетика как новое мировоззрение: диалог с И.
Пригожиным / Е.
Князева, С.
Курдюмов // Вопросы философии.
1992.
№ 12.
С.
18-25.
55.
Комиссарова, Г.А.
Образование как социокультурная ценность / Г.А.
Комиссарова.
М., 1998.
49 с.
56.
Комиссарова, Г.А.
Экология, образование и современная цивилизация / Г.А.
Комиссарова.
М., 1998.
130 с.

[Back]