Проверяемый текст
Чернова Валентина Евгеньевна. Динамика культурных процессов в современной России (Диссертация 2004)
[стр. 61]

ценностных ориентации населения, определяемых помимо других причин разочарованием, отсутствием смысловых оснований в жизни, растерянностью перед натиском социальных изменений.
С 90-х г.г.
все более стала обозначаться дифференциация между отдельными группами населения,
повлекшая дифференциацию образа жизни населения.
Существенное значение приобретал уровень доходов человека.
Наиболее обеспеченный слой российского общества располагал большими возможностями в приобретении технических средств культуры, книжной и газетной продукции, в выборе форм культурных занятий, отдыха и развлечений.

Иллюстрируя изменение функций традиционных форм деятельности и
институтов культуры, можно в качестве типологического примера привести туризм.
Из традиционно коммуникативно-познавательного вида деятельности, он превратился в коммерческий вид.
При так называемых «шоп-турах» турист посещает только рынок и вообще может кроме него больше ничего не видеть в стране пребывания.
Это, безусловно, извращает саму суть этого вида культурной деятельности, который по содержанию должен выполнять функцию развития личности.
Изменилась и динамика культурного общения в семье.
Объективная занятость
взрослых в семье, нацеленная на приобретение средств существования приводит к безнадзорности детей, отчуждённости между членами семьи и появлению социально-психологической конфликтности.
Рассматривая культурную ситуацию в России в условиях социальноэкономического реформирования, можно выделить некоторые экономические тенденции.
Прежде, всего, это тенденции, связанные с изменением бюджета времени, когда свободное время используется для получения дополнительных доходов.
Это и поиски дополнительных заработков, второй работы, необходимость ведения «натурального хозяйства», когда занятия садоводством и огородничеством из особой формы отдыха, «хобби», превращаются в источник дополнительных средств
61
[стр. 86]

трудностями сократилось количество посещений баров, кафе и ресторанов: в 1995 году их не посещало около 69 % обследованных горожан.
У большинства работающих горожан сократилось и время для общения, это заметили 56,5 %.
Стало даже бытовать выражение: «Встретимся по телефону».
3.
Существенно изменились степень участия и структура любительских занятий горожан.
Наиболее распространёнными видами любительских занятий стали: слушания пластинок и магнитофонных записей, просмотр видеофильмов, уход за комнатными животными и аквариумом, изготовление предметов домашнего обихода, вязание.
Уменьшилось число занимающихся техническим творчеством, рационализацией и изобретательством, коллекционированием, музыкой и пением.
Это связано, во-первых, с социальной невостребованностью некоторых видов творчества, во-вторых, с недостаточностью средств для такого рода занятий стали финансово недоступными фотоматериалы, предметы коллекционирования, музыкальные инструменты.
4.
Произошёл определённый всплеск участия в религиозной деятельности в свободное время.
В основном, это связано с изменением ценностных ориентаций населения, определяемых помимо других причин разочарованием, отсутствием смысловых оснований в жизни, растерянностью перед натиском социальных изменений.
Наиболее ощутимыми перемены стали и для системы учреждений культуры.
В соответствии с новым законодательством учреждения культуры получили большую самостоятельность в организации своей деятельности: были сняты идеологические запреты, устранены ограничения в выборе направлений работы, в формировании штата работников.
Появились новые типы учреждений культуры: Дома ремесел, народные дома, Национальные культурные центры.
Начался отход от жестких централизованных методов руководства учреждениями культуры.
В аппарате государственного управления больший акцент делался на функциях координации, информации, методического обеспечения работы учреждений культуры.
Значительно расширились права в создании сети учреждений культуры и организации их работы местных органов управле

[стр.,89]

89 ально не защищенные слои населения: детей и подростков, пенсионеров.
С 90-х г.г.
все более стала обозначаться дифференциация между отдельными группами населения.
Существенное значение приобретал уровень доходов человека.
Наиболее обеспеченный слой российского общества располагал большими возможностями в приобретении технических средств культуры, книжной и газетной продукции, в выборе форм культурных занятий, отдыха и развлечений.

Сегодня мы можем говорить о новых тенденциях в сфере культуры, и • это, прежде всего, связано с появлением иных видов культурной деятельности, новых социальных институтов или традиционных институтов с изменёнными функциями.
Так, изменение отношения к религии выдвинуло церковь на новую социальную роль в сфере культуры.
Кроме того, при церкви появились воскресные школы, общины и т.д.
Церковь в России всё более становится институтом, снимающим состояние растерянности, одиночества, местом общения не только Ф с Богом, но и себе подобными.
Здесь же можно получить и эстетическое удовлетворение, соприкасаясь с церковной живописью, духовной музыкой молитвой.
Иными словами, обвальный интерес к церкви оказался обусловленным не только ростом религиозности, но и тем, что церковь сегодня выполняет' объединяющую и компенсаторную функцию, давая человеку в грёзах то, что не доступно ему в реальной жизни.
Иллюстрируя изменение функций традиционных форм деятельности и
щ институтов культуры, можно в качестве типологического примера привести туризм.
Из традиционно коммуникативно-познавательного вида деятельности, он превратился в коммерческий вид.
При так называемых «шоп-турах» турист посещает только рынок и вообще может кроме него больше ничего не видеть в стране пребывания.
Это, безусловно, извращает саму суть этого вида культурной деятельности, который по содержанию должен выполнять функцию развития личности.
Изменилась и динамика культурного общения в семье.
Объективная за


[стр.,90]

нятость взрослых в семье, нацеленная на приобретение средств существования приводит к безнадзорности детей, отчуждённости между членами семьи и появлению социально-психологической конфликтности.
Рассматривая культурную ситуацию в России в условиях социальноэкономического реформирования, можно выделить некоторые экономические тенденции.
Прежде, всего, это тенденции, связанные с изменением бюджета времени, когда свободное время используется для получения дополнительных доходов.
Это и поиски дополнительных заработков, второй работы, необходимость ведения «натурального хозяйства», когда занятия садоводством и огородничеством из особой формы отдыха, «хобби», превращаются в источник дополнительных средств
существования.
Надо отметить, что молодой Российский бизнес в условиях политической и правовой нестабильности зарождался в недрах именно свободного времени, сосуществуя с основной «официальной» службой на государственном предприятии.
Это и использование чисто досуговых видов деятельности: туристические поездки, ставшие коммерческими турами, реализация ремесленных художественных изделий, изготовленных в свободное время, выступления за вознаграждение художественных самодеятельных коллективов.
Именно эта тенденция связана с изменением жизненного ритма человека.
Другая тенденция связана собственно с коммерциализацией культурной деятельности: с развитием индустрии отдыха, с расширением сети платных услуг.
В результате коммерциализации происходит изменение социальной базы культурного потребительства.
Не хватает бюджетных ассигнований на нужды культуры по всем направлениям, что превращает «остаточный» принцип финансирования в явно недостаточный.
В результате резко уменьшается количество видов деятельности, доступных широким слоям населения.
Закрываются вечерние отделения ВУЗов: кружки, секции, стадионы функционируют на коммерческой основе.
Происходит не только дифференциация общества на различные имущественные слои, но и индивидуализация культурной деятельности, которая определяется не только субъективными потребностями лично

[Back]