существования. Надо отметить, что молодой Российский бизнес в условиях политической и правовой нестабильности зарождался в недрах именно свободного времени, сосуществуя с основной «официальной» службой на государственном предприятии. Это и использование чисто досуговых видов деятельности: туристические поездки, ставшие коммерческими турами, реализация ремесленных художественных изделий, изготовленных в свободное время, выступления за вознаграждение художественных самодеятельных коллективов. Именно эта тенденция связана с изменением жизненного ритма человека. Другая тенденция связана собственно с коммерциализацией культурной деятельности: с развитием индустрии отдыха, с расширением сети платных услуг. В результате коммерциализации происходит изменение социальной базы культурного потребительства. Не хватает бюджетных ассигнований на нужды культуры по всем направлениям, что превращает «остаточный» принцип финансирования в явно недостаточный. В результате резко уменьшается количество видов деятельности, доступных широким слоям населения. Закрываются вечерние отделения ВУЗов: кружки, секции, стадионы функционируют на коммерческой основе. Происходит не только дифференциация общества на различные имущественные слои, но и индивидуализация культурной деятельности, которая определяется не только субъективными потребностями личности, сколько модой, престижем и экономическими возможностями. С другой стороны, активно развивается культурный бизнес, формируется индустрия отдыха на коммерческой основе. Сегодня коммерциализация культурной сферы вынуждена, закономерна, экономически выгодна, хотя и не всегда общественно обоснована. Коммерциализация даже доступных средств информации, таких как телевидение, радио, которые раньше несли не только идеологическое воздействие, но и выполняли определённую культурологическую и просветительскую роль, сегодня, по существу привела к тому, что средства массовой информации так же стали источником развращения личности, убивающим её 62 |
нятость взрослых в семье, нацеленная на приобретение средств существования приводит к безнадзорности детей, отчуждённости между членами семьи и появлению социально-психологической конфликтности. Рассматривая культурную ситуацию в России в условиях социальноэкономического реформирования, можно выделить некоторые экономические тенденции. Прежде, всего, это тенденции, связанные с изменением бюджета времени, когда свободное время используется для получения дополнительных доходов. Это и поиски дополнительных заработков, второй работы, необходимость ведения «натурального хозяйства», когда занятия садоводством и огородничеством из особой формы отдыха, «хобби», превращаются в источник дополнительных средств существования. Надо отметить, что молодой Российский бизнес в условиях политической и правовой нестабильности зарождался в недрах именно свободного времени, сосуществуя с основной «официальной» службой на государственном предприятии. Это и использование чисто досуговых видов деятельности: туристические поездки, ставшие коммерческими турами, реализация ремесленных художественных изделий, изготовленных в свободное время, выступления за вознаграждение художественных самодеятельных коллективов. Именно эта тенденция связана с изменением жизненного ритма человека. Другая тенденция связана собственно с коммерциализацией культурной деятельности: с развитием индустрии отдыха, с расширением сети платных услуг. В результате коммерциализации происходит изменение социальной базы культурного потребительства. Не хватает бюджетных ассигнований на нужды культуры по всем направлениям, что превращает «остаточный» принцип финансирования в явно недостаточный. В результате резко уменьшается количество видов деятельности, доступных широким слоям населения. Закрываются вечерние отделения ВУЗов: кружки, секции, стадионы функционируют на коммерческой основе. Происходит не только дифференциация общества на различные имущественные слои, но и индивидуализация культурной деятельности, которая определяется не только субъективными потребностями лично 91 сти, сколько модой, престижем и экономическими возможностями. С другой стороны, активно развивается культурный бизнес, формируется индустрия отдыха на коммерческой основе. Сегодня коммерциализация культурной сферы вынуждена, закономерна, экономически выгодна, хотя и не всегда общественно обоснована. Коммерциализация даже доступных средств информации, таких как телевидение, радио, которые раньше несли не только идеологическое воздействие, но и выполняли определённую культурологическую и просветительскую роль, сегодня, по существу привела к тому, что средства массовой информации так же стали источником развращения личности, убивающим её сущностные силы. Всё большую тревогу вызывает навязчивое и всё возрастающее воздействие рекламы, особенно на психику детей и подростков, а кинопродукция, боевики, фильмы ужасов вообще не могут для человека с нормальной психикой служить источником отдыха и развивающим стимулом, так как способны формировать девиантное поведение. Сегодня подобные проблемы становятся для России общенациональными. Общие тенденции развития культуры, действующие в мире, неизбежно «проникают» и в Россию. В условиях кризиса они приобретают специфические формы. Более ярко выражены и позитивные и негативные их проявления. Нарождение новых видов культурной деятельности происходит на фоне культурной жизни. Наблюдается нарастание рекреационных форм культурной деятельности, обеднения, упрощения свободного времени человека, его утилизации, антиинтеллектуализации. В сегодняшних условиях способность к творчеству, возвышенной культурной деятельности приносится в жертву необходимости простого восстановления физических и психических сил. Причём преобладает именно пассивный отдых. Его преобладание сочетается со всеобщей американизацией нашего образа жизни. Позитивное стремление к общечеловеческим ценностям в условиях кризиса ведёт за собой утрату национального менталитета, самобытной культуры. Отказ от коммунистической идеологии может перерасти в свою край |