Проверяемый текст
Кадников, Николай Григорьевич. Классификация преступлений по уголовному праву России (Диссертация 2000)
[стр. 144]

сходились во мнении о том, что в основу построения основных показателей преступности должна быть положена степень общественной опасности преступлений173.
Действительно, при определении динамики преступности, как на основе абсолютных величин, так и обобщающих показателей коэффициентов, уголовная статистика игнорирует этот важный вопрос, когда при определении динамики преступности бросает, что называется, в один котел самые различные общественно опасные деяния убийства и оскорбления, хищения и изнасилования, терроризм и халатность, вычисляя из них некие средние показатели.
Несомненно,
что такие показатели по сути фиктивные средние174.
По категории преступлений небольшой тяжести, как наверно и по другим категориям преступлений, необходимо вести полную статистику, не смешивая показатели разных групп и видов преступлений.
Это трудоемкий процесс, но он даст хорошие результаты и позволит точно отражать картину преступности.
Если характеристику личности преступника (преступников) начинать с упоминания об их отношении к совершению преступлений той или иной категории, то это позволит создать более объективную картину с классификацией преступников и поможет в выработке предупредительных мер.

Для улучшения состояния уголовной статистики было бы правильнее всю ее передать в Министерство юстиции РФ, тем более, что с учетом ряда положений Конституции РФ, нового
УПК РФ, суд является окончательной инстанцией для решения вопроса 173 Савюк Л,К.
Правовая статистика.
М., 1999.
С.453.

174 Савюк Л.К.п равовая статистика.
М., 1999.
С.453-454.
144
[стр. 316]

ческая классификация преступлений.
Трудно соблюдать при классификации преступников такой системный подход, но это одно из необходимых условий для объективного анализа.
В криминологии по этому поводу также нет единого мнения, в различных источниках представлены разные варианты таких классификаций преступников.
Так, по мнению А.И.
Долговой, преступников можно разграничить на две большие группы: криминогенный тип и случайные преступники.
По характеру взаимодействия личности и ситуации автор выделяет подтипы криминогенного типа: последовательно-криминогенный; ситуативно-криминогенныи; ситуативный514.
Эта классификация не совсем точно отражает социальную сущность личности преступника, замыкается на характеристике ее общего поведения.
Более четко сочетает уголовно-правовые и мотивационные признаки классификация, предложенная Н.Ф.
Кузнецовой, в зависимости от характера и степени общественной опасности личности515.
Если характеристику личности преступника (преступников) начинать с упоминания об их отношении к совершению преступлений той или иной категории, то это позволит создать более объективную картину с классификацией преступников и поможет в выработке предупредительных мер.

Важнейшие криминологические классификации тесно связаны с уголовной статистикой.
Под ней понимается система положенийV и приемов общей теории статистики, применяемых к изучению 514 Криминология /Под ред.
А.И.
Долговой.
М., 1999.
С.303-304.
515 Криминология /Под ред.
Н.Ф.
Кузнецовой и Г.М.
Миньковского.
М., 1998.
С .132.


[стр.,318]

оценках преступности и в выработке неточных, а порой и ошибочных управленческих решений по осуществлению эффективного контроля над преступностью.
Главное состоит в том, что отсутствует системный подход в учете преступности, основанный на уголовно-правовых признаках.
Хотя многие ученые, как указывает профессор Л.К.
Савюк, сходились во мнении о том, что в основу построения основных показателей преступности должна быть поч/ w 518 тт v ложена степень общественной опасности преступлении .
Действительно, при определении динамики преступности как на основе абсолютных величин, так и обобщающих показателей коэффициентов, уголовная статистика игнорирует этот важный вопрос, когда при определении динамики преступности бросает, что называется, в один котел самые различные общественно опасные деяния убийства и оскорбления, хищения и изнасилования, терроризм и халатность, вычисляя из них некие средние показатели.
Несомненно
то, что такие показатели по сути фиктивные средние519.
В связи с этим Л.К.
Савюк предлагает разработать индивидуальные и тотальные индексы тяжести преступления и преступности.
Идея довольно привлекательная, но в ближайшее время едва ли осуществима (если учитывать экономическое положение и техническую оснащенность правоохранительных органов).
Полагаем, что более важно усовершенствовать существующую систему учета, включив в основные показатели преступности уголовно-правовую категоризацию преступлений с учетом наших предложений об индексации тяжких и особо тяжких преступлений.
518 Савюк Л,К.
Правовая статистика.
М., 1999.
С.453.

519 Там же.
С.454.
318

[стр.,319]

Не следует забывать главного.
Каждое преступление, по мнению В.В.
Лунеева, “уникальный социально-стихийный эксперимент по противоправному разрешению противоречий между человеком и обществом.
Пренебрегать результатами таких экспериментов, исчисляемых тысячами и миллионами, значит еще более увеличивать цену преступлений”520.
Для улучшения состояния уголовной статистики было бы правильнее всю ее передать в Министерство юстиции РФ, тем более, что с учетом ряда положений Конституции РФ, нового
УК РФ, суд является окончательной инстанцией для решения вопроса о признании лица виновным в совершении преступления и именно здесь аккумулируются важнейшие показатели о преступлениях и лицах, их совершивших.
Практически и сейчас данные о структуре преступности можно получить только на основании статистической отчетности Минюста РФ, хотя каждое ведомство (МВД, ФСБ, ФСНП, Генпрокуратура) пытается использовать уголовную статистику для отражения своей деятельности.
Подобное обстоятельство и мешает издать объективную отечественную “Белую книгу о пре^ 1 ступности .
Хотя, перемены есть.
С 1997 г., после вступления в силу нового УК РФ, существенно изменились формы отчетности в органах прокуратуры и МВД522: в некоторых документах первичного учета появилось упоминание о категории преступления в соответствии со ст.15 УК (желательно это отражать во всех докуменS20Лунеев В.В.
Преступность XX века.
М., 1997.
С.20.
Речь идет о так называемых полных статистических отчетах о показателях преступности.
См., например, “Белая книга о преступности” за 1986 г.
Департамент публикаций министерства финансов.
Токио, 1986.
522 См.: Указание Генеральной прокуратуры и МВД РФ от 5.11.1996 г.; Приказ министра внутренних дел РФ от 18.12.1996 г.
“Об утверждении форм статистической отчетности”; Федеральный закон “О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации” // СЗ РФ.
1998.
№ 2.
Ст.223.

[Back]