Проверяемый текст
Юсупова Роза Ярагиевна. Духовно-нравственное воспитание младших подростков во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы (Диссертация 2001)
[стр. 105]

105 1 инстинктов, свидетельствуют о серьезной дегуманизации всех сторон взаимоотношений между людьми.
В связи с этим как никогда остро возникла необходимость возрождения нравственности, утраченной высокой духовности чеченского народа.
Известно, что с глубокой древности мерилом человеческих достоинств считалась его нравственная культура.
Общество в процессе развития создало определенный идеал человека.

«Идеал показывает на конечную цель воспитания и самовоспитания человека, дает ему высший образец, к которому он должен стремиться»
[113].
В основе народного воспитания, по мнению К.Д.Ушинского, лежат национальные особенности того или другого народа в известный период его развития «каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях.
Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием и выяснение его составляет главнейшую задачу каждой народной литературы»
[57], подчеркивал великий педагог.
Масштаб личности измеряется масштабом его дел, интересующих не только их
лично, но и многих других.
Чем шире круг этих людей, тем значительнее личность.
Поэтому личность индивидуально выраженная сила коллектива.

Л ее неповторимость в том, что она по-своему открывает нечто новое для всех, лучше других выражает суть их самих.
Идеал человека несет в себе неограниченные возможности духовного, физического богатства отдельных личностей, и воспитательный процесс, совместная деятельность и общение старших с младшими строятся таким образом, что каждый человек, как заметил К.Д.
Ушинский, «...
сознавая всю недоступность этого идеала для себя лично, берет его за образец...
он желает также осуществления этого идеала в существах, близких к сердцу»
[243].
Народная педагогика не только создает идеал, к которому должен стремиться каждый, но и определяет важнейшее условие, позволяющее достигнуть цели: человек становится сильным, умным, храбрым, если он, пройдя суровую школу жизни, преодолевает трудности, вырабатывает выносливость,
[стр. 65]

Общество в процессе развития создало определенный идеал человека.
Человек, писал К.Маркс, родился без зеркала в руках, поэтому человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека.
И лишь признав в другом человека, он затем и к себе относится как к человеку.
Изучение вайнахских народных традиции позволяет нам заключить, что ее идеалом является человек, закаленный физически, подготовленный к труду в соответствии с принадлежностью к полу и с объективно существующими социальными ролями в семье, сообществе совместно проживающих людей, обладающий высокими нравственными качествами человеколюбием, трудолюбием, чувством национальной свободы и человеческого достоинства, умением сотрудничать, ненавязчивостью в общении с посторонними и близкими, гостеприимством, скромностью, сдержанностью, доброжелательностью, верностью слову, почтением к старшим и женщинам, умением заботиться о подрастающих поколениях.
"Идеал показывает на конечную цель воспитания и самовоспитания человека, дает ему высший образец, к которому он должен стремиться"1.

В основе народного воспитания, по мнению К.Д.Ушинского, лежат национальные особенности того или другого народа в известный период его развития "каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях.
Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием и выяснение его составляет главнейшую задачу каждой народной литературы"2,
подчеркивал великий педагог.
Масштаб личности измеряется масштабом его дел, интересующих не только их
1 Краткий словарь по этике.
М., 1965, с.
120.
3 Гончаров Н.К.
Педагогическая система К Д Ушинского М., Педагогика.
1974, с,126.


[стр.,66]

лично, но и многих других.
Чем шире круг этих людей, тем значительнее личность.
Поэтому личность индивидуально выраженная сила коллектива.

А ее неповторимость в том, что она по-своему открывает нечто новое для всех, лучше других выражает суть их самих.
Идеал человека несет в себе неограниченные возможности духовного, физического богатства отдельных личностей, и воспитательный процесс, совместная деятельность и общение старших с младшими строятся таким образом, что каждый человек, как заметил К.Д.
Ушинский, "...
сознавая всю недоступность этого идеала для себя лично, берет его за образец..., он желает также осуществления этого идеала в существах, близких к сердцу"1.

Народная педагогика не только создает идеал, к которому должен стремиться каждый, но и определяет важнейшее условие, позволяющее достигнуть цели: человек становится сильным, умным, храбрым, если он, пройдя суровую школу жизни, преодолевает трудности, вырабатывает выносливость,
настойчивость.
Преодоление трудностей в естественных условиях составляет содержательную основу принципа воспитания реальной жизнью.
Определяющее воздействие на формирование идеала настоящего, совершенного человека в вайнахской народной педагогике оказали значительные факторы жизни, как суровые природно-географические условия гор и многовековая борьба за свободу и право на жизнь.
Как и любой народ, вайнахи требуют от своей системы воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях.
Совершенным, настоящим человеком считается всеми народами тот, кто вбирал в себя лучшие качества родного народа и отражал наилучшие черты ее характера.
"Совершенный человек" в вайнахской 1 Ушинский К.Д Родное слово // Пед.соч.
в 6 т.
Т.1, М.: Педагогика, 1988, с.
10-36.

[Back]