Проверяемый текст
Юсупова Роза Ярагиевна. Духовно-нравственное воспитание младших подростков во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы (Диссертация 2001)
[стр. 107]

107 этики, педагогики, где люди ставят перед другими вопросы, подлежащие изучению, побуждают их к размышлениям, воспитывают в них наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, находить отпеты, делать выводы.
Пословицы и поговорки значимы еще и тем, что они были хранилищем опыта поколений в дописьменную эпоху.
Они оставались хранилищем опыта народа и в письменную эпоху для неграмотных людей.
Они являлись банком информации о народе для национального гения, явившегося в мир, чтобы помочь прогрессу этого мира.
Идеал нравственного поведения мужчины у
чеченцев выражен в образе «Къонах» (сын народа, истинный мужчина).
Этот идеал почти недостижим, однако каждый
мужчина-чеченец лелеет в себе надежды, что в нем есть черты «къонах».
Это наиболее благородные качества человека скромность и мужество.

Кроме того, представлениям чеченцев, настоящий «къонах» не может вырасти вне семьи, вне труда.
В общих чертах кодекс «Къонахалла» можно свести к следующим основным принципам: 1.
Къонах человек, твердо следующий основным принципам кодекса чести «Къонахалла».
2.
Главной целью и смыслом жизни къонаха является служение своему народу (къам), своему Отечеству (Даймохк).
Интересы народа и Отечества для него всегда выше интересов своего тейпа, рода, фамилии.
3.
Высшим проявлением служения къонаха является защита Отечества от нашествия врага.
Смерть в справедливой войне или при защите своей чести и достоинства предпочтительна для къонаха, чем жизнь в бесчестии и позоре.
4.
В служении Отечеству къонах имеет право заниматься любым видом деятельности, кроме тех, которые могут заставить его поступиться принципами кодекса чести или уронить личное достоинство.
5.
Созидательный труд не только не унижает, а, наоборот, возвышает
[стр. 67]

г народной педагогике это идеал тождественный "настоящему чеченцу", "настоящему ингушу".
Формирование совершенной личности настоящего чеченца, ингуша требовало продуманного применения совокупности средств всестороннего влияния.
Большой опыт позволил народным педагогам объективно отобрать наиболее эффективные средства воздействия на личность.
Этнический кодекс совершенного, настоящего вайнаха содержится в многочисленных источниках информации: в сказках, мифах, легендах, сказаниях, преданиях, Илли героико-эпических песнях, и особенно в поговорках и пословицах, как в "моделях воспитания" и соответственно в "моделях поведения", как результата воспитания.
Многие пословицы и поговорки можно назвать своеобразным кодексом народной философии, этики, педагогики, где люди ставят перед другими вопросы, подлежащие изучению, побуждают их к размышлениям, воспитывают в них наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, находить ответы, делать выводы.
Пословицы и поговорки значимы еще и тем, что они были хранилищем опыта поколений в дописьменную эпоху.
Они оставались хранилищем опыта народа и в письменную эпоху для неграмотных людей.
Они являлись банком информации о народе для национального гения, явившегося в мир, чтобы помочь прогрессу этого мира.
Идеал нравственного поведения мужчины у
вайнахов выражен в образе "К 1 хонах" (сын народа, истинный мужчина).
Этот идеал почти недостижим, однако каждый
мужчина-вайнах лелеет в себе надежды, что в нем есть черты "К 1 хонах".
Это наиболее благородные качества человека скромность и мужество.

По представлениям вайнахов, настоящий "К 1 хонах" не может вырасти вне семьи, вне труда.
67

[Back]